Карпов А.О. —
Конструирование когнитивно-активных сред в современном университете
// Современное образование. – 2019. – № 2.
– С. 23 - 39.
DOI: 10.25136/2409-8736.2019.2.26857
URL: https://e-notabene.ru/pp/article_26857.html
Читать статью
Аннотация: Исследование ставит целью разработку теоретического подхода к созданию когнитивно-активных сред обучения, обладающих эффективной творческой функцией, в том числе имеющих технологически сложное наполнение. Предметом исследования являются модели творческих пространств, составляющие эпистемо-дидактическую основу университета в условиях развития общества знаний. В число основных теоретических вопросов исследования входят: (1) разделение понятий «знание» и «информация», (2) соединение в понятии «творческое пространство» познавательных процессов и окружения, (3) создание структурно-функциональной модели творческого пространства, учитывающей первые две позиции. Междисциплинарное решение использует методы философской эпистемологии, теории исследовательского обучения, когнитивной лингвистики, социальной онтологии, теории систем. Предложены признаки разделения понятий «знание» и «информация», которое является базовым принципом функционирования творческого пространства. Исследовано теоретическое содержание понятия «генеративность» в применении к когнитивно-активным средам и процессу обучения, что позволило определить творческое пространство как когнитивно-генеративную систему. Выполнен анализ представлений твор-ческого пространства в научных источниках и информационных ресурсах университетов. По его результатам выделены три типа концептуализаций творческого пространства в формах среды окружения, познавательного процесса, процессно-средовой познавательной системы и показаны преимущества последней. На основе авторской концепции генеративности разработаны модель творческого пространства университета и методологический подход к её структурно-функциональному анализу. Результаты исследования могут быть применены к конструированию эффективных сред творческого типа в современном университете. Сделан вывод о ключевой роли креативной системы университета в осуществлении миссии развития общества знаний.
Abstract: This article develops a theoretical approach towards formation of cognitive-active learning environments, which possess an effective creative function along with the technologically complex content. The subject of this research is the models of creative environments that comprise the university’s epistemic-didactic basis in the conditions of advancement of knowledge society. The main theoretical questions of the study include: 1) differentiation of the terms “knowledge” and “information”; 2) combination of cognitive processes and environment within the concept of “creative space”; 3) design of structural-functional model of creative environment considering the first two dispositions. The interdisciplinary solution contains the methods of philosophical epistemology, theory of the inquiry-based learning, cognitive linguistics, social ontology, and theory of systems. The author suggests the differentiating criteria for the terms “knowledge” and “information”, which manifests as the basic principle of functioning of the creative environment. The article examines the theoretical content of the notion “generativity” applicable to the cognitive-active environments and learning process, which allows defining the creative space as the cognitive-generative system. The analysis is conducted on the perception of creative space within the scientific sources and information resource of a university. Based on the acquired results, the author highlights the three types of conceptualization of the creative space in the forms of environment, cognitive process, and process-environmental system; as well as demonstrates the advantages of the latter. Leaning on the original concept of generativity, the author develops the model of creative environment of a university, and the methodological approach towards its structural-functional analysis. The conclusion is made on the key role of creative system of a university in realization of its mission aimed at the advancement of the knowledge society.
Карпов А.О. —
ЭПИСТЕМИЧЕСКАЯ ВЕЩЬ И ЕЕ АРТЕФАКТЫ
// Психология и Психотехника. – 2012. – № 6.
DOI: 10.7256/2454-0722.2012.6.5852
Читать статью
Аннотация: В исследовании природы социального действия возникает задача выделения уни-версальных эпистемических конструктов и символических механизмов их функциониро-вания, которые стоят за познавательным актом, включающим психокультурную контекстность. В работе рассматривается проблема генеза эпистемической вещи как системы культурных практик, обращенных на конкретный вопрос. Ее артефакты – эпистемическая коллекция и культурный имплант – организованы в универсальные эпистемические конструкты, которые служат матрицей для любой познавательной деятельности. Они способны к передаче человеческого значения в психокультурной нагруженности познавательного акта, осуществляемого на макросоциальном уровне. Сама эпистемическая вещь опирается на работающий диспозитив, являющийся формой институализации культурных практик, основой их легитимности и генератором эпистемической активности. Начало, обеспечивающее эпистемогенез, определяется через эпистемическую функцию, которая в качестве коллективной психической силы входит в центральную зону культуры. Предпринятое исследование опирается на культурно-исторический материал и социокультурные модели современной гуманитаристики.
Карпов А.О. —
"Итальянская болезнь" тоталитарного дискурса
// Психология и Психотехника. – 2011. – № 8.
DOI: 10.7256/2454-0722.2011.8.4041
Читать статью
Аннотация: «ИТАЛЬЯНСКАЯ БОЛЕЗНЬ» ТОТАЛИТАРНОГО ДИСКУРСА
А.О. Карпов
Аннотация
В статье рассматривается проблема взаимодействия дискурса и власти в тоталитарном ключе. Намечаются истоки «гомоэротичности» такого взаимодействия, идущие из минойской культуры в античную, а затем через христианство в культуру современную. Показаны психодискурсивные стратегии, связанные с функцией власти; обсуждаются бессознательные содержания, которые их формируют и «читают». Рассматриваются культурно-исторический генез этих содержаний и воплощение их в психокультурных феноменах разных времен. Стратегической целью является выявление условий современного понимания и культурной трансляции тоталитарных практик, которые свойственны далеко не только тоталитарным режимам.