Жуковский В.И. —
Произведение изобразительного искусства: феномен индексных, иконических и символических художественных образов
// Философия и культура. – 2012. – № 12.
DOI: 10.7256/2454-0757.2012.12.6921
Читать статью
Аннотация: В статье рассматривается произведение изобразительного искусства как художественный образ, который кристаллизуется поэтапно в процессе отношения человека-зрителя с произведением-вещью. Выделяются и анализируются материальный, индексный, иконический и символический статусные этапы возникновения художественного образа. Утверждается, что все многообразие особенных художественных образов есть не что иное, как единое произведение изобразительного искусства, созданное в связи с насущной людской потребностью осуществить религиозную связь конечного и бесконечного, человеческого с абсолютным.
Жуковский В.И. —
Структурные основы теории изобразительного искусства
// Философия и культура. – 2012. – № 4.
DOI: 10.7256/2454-0757.2012.4.5477
Читать статью
Аннотация: В статье определены основные понятия современной теории изобразительного искусства, рассмотрен процесс создания художественного образа в диалоге-отношении реципиента с произведением-вещью, обозначена роль искусствоведа, носителя концептуальных положений теории, в единстве таких профессиональных аспектов, как знаток, исследователь, майевтик.
Жуковский В.И., Тарасова М.В. —
Идеалофундированная система культуры:
принцип строения, диалектика самодвижения и саморазвития
// Философия и культура. – 2011. – № 6.
DOI: 10.7256/2454-0757.2011.6.3836
Читать статью
Аннотация: Статья посвящена раскрытию возможностей применения системного подхода к изучению закономерностей возникновения и существования различных явлений культуры. Культура рассматривается как динамическая система, развивающаяся в соответствии с законами самообразования и саморегуляции. В статье предлагается концепция культуры как идеалофундированной системы; фундаментом системы культуры выступают идеалы. В работе исследовано строение системы культуры, основанное на взаимодействии эманационных идеалов-«идолов» и имманационных идеалов-«идей».
Жуковский В.И. —
Композиция и композицирование
// Философия и культура. – 2010. – № 5.
DOI: 10.7256/2454-0757.2010.5.2108
Читать статью
Аннотация: В статье предлагается новое для искусствоведения, философии искусства и культурологии понятие «композицирование» для выявления с его помощью сути процесса созидания художественного образа при игровом диалоге-отношении между зрителем и произведением в его вещественном качестве. При этом в статье отмечается, что процесс композицирования, содержательно разворачиваясь, обладает способностью этапно оплотняться в ряд знаково уникальных композиций – индексную и символическую, основной функцией которых является создание условий для ре-лигиозно виртуальной связи конечного с конечным и конечного с абсолютным.