Чеснов Я.В. —
Герменевтика скрытых текстов: миф, титанизм и долгожительство
// Философия и культура. – 2013. – № 4.
DOI: 10.7256/2454-0757.2013.4.7704
Читать статью
Аннотация: Особенность статьи в том, что в ней герменевтика обращена не к письменному источнику, а к устному, т. е. к народной культуре. Герменевтическое средство, которое преимущественно используется, - понятие генотекста, введенное Джулией Кристевой (Julia Kristeva) с опорой на русскую семиотику. Показано значение герменевтических идей М.М. Бахтина и В.С. Библера. Общее определение культуры принято в формулировке П.С. Гуревича. Освобождение генотекста от оболочки фенотекста раскрыло роль сакральности культуры, титаническую составляющую в самоопределении человека и восхождение к этим началам поведения долгожителей (на примере абхазской популяции, долгие годы изучавшейся автором)
Чеснов Я.В. —
От витальности к долголетию
// Философия и культура. – 2012. – № 6.
DOI: 10.7256/2454-0757.2012.6.5841
Читать статью
Аннотация: Движение – здоровье не только в физическом, но и метафизическом смысле. Человек в движении увеличивает свою жизнедеятельность до уровня витальности, то есть единения со Вселенной. Обряды запасения здоровьем нацелены на увеличение витальности. Этому содействуют эмбриологические представления и табу. Показано на примере обращения с выпавшим детским зубом, что является на деле заклинанием долголетия. Это долголетие в Абхазской геронтологической культуре рассматривается как последствие центростремительной концентрации сил Вселенной.
Чеснов Я.В. —
Экзистенции: истоки зла
// Философия и культура. – 2012. – № 1.
DOI: 10.7256/2454-0757.2012.1.4629
Читать статью
Аннотация: Предметом статьи является анализ порождения зла, она ограничена магической практикой. Привлекается большой философский и антропологический материал, а также собственные этнографические данные автора, собранные на Кавказе, в Средней Азии, центральных областях России и за рубежом. Уделено внимание концепциям злокозненной магии, развитым учёными от Эдуарда Тейлора до Поля Рикёра. Целью исследования поставлен герменевтический анализ зла как человеческой экзистенции. Иерархия философско-антропологических реконструкций позволила сойти с рассмотрения высоких уровней структуризации общества на базовые уровни одомашнивания времени, где обнаружены истоки страха, зла и магической агрессии. В результате, зло теряет прочное онтологические основания и выступает как социальная и культурная редукция, возникающая при ограниченности ресурсов обеспечения.
Чеснов Я.В. —
Экзистенция: аристократизм
// Философия и культура. – 2011. – № 8.
DOI: 10.7256/2454-0757.2011.8.3773
Читать статью
Аннотация: Экзистенция как навык жить в условиях взаимопонимания шире этнических и локальных границ. Огромную коммуникативную роль в этом сыграл личный (демократический) аристократизм. Будучи порожден механизмами воспроизводства человечества семейным способом, аристократизм в сущности биотехнологичен. Следовательно, соответствует природе человека. В подтверждение этой точки зрения приведен большой и оригинальный кавказский материал.
Чеснов Я.В. —
экзистенции: низ тела
// Философия и культура. – 2011. – № 3.
DOI: 10.7256/2454-0757.2011.3.5015
Читать статью
Аннотация: Отправляясь от анальной стадии, выделенной Зигмундом Фрейдом, автор определяет философские и антропологические основания своей теории экзистенции низа тела. Он исследует мифологический материал с точки зрения возрастных стадий. Он показывает, что, несмотря на разнообразие обрядов и верований, человечество удивительно однородно в его внимании к дефекации и уринации. Это недвусмысленно наличествует в современных цивилизациях.
Чеснов Я.В. —
Экзистенции: жест
// Философия и культура. – 2009. – № 5.
DOI: 10.7256/2454-0757.2009.5.1182
Читать статью
Аннотация: Онтологическим основанием экзистенции жеста предлагается взять представление об абсолютном жесте Гегеля. Показано, что учение Хайдеггера о самозамкнутости уровня земли этому представлению не противоречит. Философия Гегеля дала толчок феноменологии Мерло-Понти с её актуализацией субстанциальности. Конкретный антропологический материал показывает справедливость этих концепций. В центре рассматриваемой интриги жестового пространства поставлена фигура пророка Моисея, особенно в скульптурном воплощении Микеланджело.
Чеснов Я.В. —
Экзистенции: город
// Философия и культура. – 2009. – № 3.
DOI: 10.7256/2454-0757.2009.3.1038
Читать статью
Аннотация: Аннотация.
В статье рассмотрен городской способ проживания в плане теории вызова и ответа, первоначально развитой Арнольдом Тойнби. Обращено внимание на то, что в этом случае город представляет собой данную экспозицию, в которой творчески должен ориентироваться человек. Показано, что городская ментальность крепится мифологическим способом к такой экспозиции, порождая в итоге образ «моего города». Статья построена на широком историческом материале с использованием личных исследований урбанистической проблемы в Москве, в городах Подмосковья, в Петербурге, в Обнинске и Боровске (Калужская область).