Недугова И.А. —
Интенциональная структура опыта
// Философия и культура. – 2016. – № 11.
– С. 1563 - 1570.
DOI: 10.7256/2454-0757.2016.11.17495
Читать статью
Аннотация: Предметом исследования является предметно-энергийная структура сознания.
Целью работы является разработка механизма выявления онто-гносеологических оснований предметного сознания как средства конструктивного преодоления искаженных форм Я в человеческом бытии.
Построение целостной структуры сознания представит возможность проведения гносеологического и онтологического анализа предметного детерминизма культуры и сознания.
Определено, что формирование целостного ядра идентичности человеческого Я должно быть сформировано на учитывании «здесь-бытие», т.е. должно быть построенно на базисе рефлексии учитывающей контекст, включающей в себя масимально идеальное, отстраненное от привычного понимания мышления. Идентичность предполагает преодоление «притяжения предмета» и при этом становления Я над ним как постоянное нахождение и высшего порядка (идентичности четвертого порядка).
Методологическими основаниями исследования выступают: феноменологический метод (М. Хайдеггер), метод герменевтического круга (Э. Гуссерль), диалектический метод, метод системного анализа. Результат исследования включает в себя выявление форм искажения предметного ядра идентичности человеческого Я как условие формирования иллюзорного сознания. В качестве вывода представлена модель философской рефлексии над иллюзорным сознанием. Сформирована модель концепцию предметно определенного бытия, применимую в философских, культурологических, социально-философских и других гуманитарных исследованиях для анализа культурных процессов и процессов, происходящих в трансформации предметной идентичности человеческого Я.
Abstract: The subject of this research is the objective-energy structure of consciousness. The goal of this work is the formulation of the mechanism of determination of the onto-gnoseological grounds of objective consciousness as the means of constructive overcoming of the distorted forms of “Self” in human existence. The establishment of the integral structure of consciousness will provide an opportunity of conducting a gnoseological and ontological analysis of the objective determinism of culture and consciousness. It is defined that the formation of the holistic core of identity of the human Self must be built on the basis of reflection that considers context, includes a maximally ideal and distracted from the usual perception thinking. The identity suggest overcoming the “attraction of subject” and simultaneous establishment of the Self upon it as the permanent presence and highest order (identity of the fourth order). The result of this research consists in revelation of the forms of the distorted objective core of identity of the human Self as the condition for formation of the illusionary consciousness. The author formulates the model of the concept of the objectively determined existence, which is applied in philosophical, culturological, socio-philosophical, and other humanitarian studies for the analysis of cultural processes, as well as processes emerging in transformation of the objective identity of the human Self.
Недугова И.А. —
Концепт предметной идентичности человеческого я
// Философия и культура. – 2015. – № 12.
– С. 1762 - 1766.
DOI: 10.7256/2454-0757.2015.12.13871
Читать статью
Аннотация: Концепт предметной идентичности человека, построенный на движении мысли по предметным слоям, к точке "Не", как формы истончения предметности и отношения я с предметом "Всего со всем". Генезис предметной идентичности человеческого я и культуры предполагает выстраивание концепции культуры на принципах анализа предметной идентичности человеческого я. Предметность человеческого я проходит четыре стадии идентичности: "я-орудийное" ; "Я-знаковое", "я-символическое" и "я-не предельно знаковое". Последняя трансформация я предполагает освобождение сознание от захваченности предметом ("отношения "ничего со всем") и достижение отношения "всего со всем",т.е. "я-потенциальное". Методологическую базу исследования составляет нелинейный уровневый метод, построенный на сочетании феноменологии, герменевтического круга, субстанциональной диалектики (Платон, Г. Гегель) и предметного анализа форм персональной идентичности человека. В статье рассматривается предметная идентичность человека как трансформация я по предметным слоям. Разработанная модель предметной идентичности человеческого я представит возможность проведения гносеологического, онтологического и культурогерменевтического анализа диалектики сознания и культуры. Концепт даст возможность предметно определенного анализа бытия человека, применимую в философских, культурологических, социально-философских и других гуманитарных исследованиях для анализа культурных процессов и процессов, происходящих в трансформации предметной идентичности человеческого я.
Abstract: The present research is devoted to the concept of human object-related identity that is based on the movement of thought through objective layers to the point of the 'non-object' as a form of objectivity 'thinning' and the 'all-in-all' relation of Self to Object. Genesis of the human self's object-related identity and culture involve development of the cultural concept based on the principles of analyzing the human self's object-related identity. The object-related identity of Self undergoes the four stages of identity formation: instrumental Self, sign-oriented Self, symbolic Self and utmost sign-oriented Self. The last transformation of Self includes the release of consciousness from being captured by Object (the 'nothing-in-all' relation) and achievement of the 'all-in-all' relation, i.e. the state of 'potential Self'. The methodological basis of the research implies the non-linear layered method that combines phenomenology, hermeneutics, substantive dialectics (Plato and Hegel) and concept analysis of human identities. The researcher views the human's object-related identity as the process of transformation through objective layers. The author's model of human Self's object-related identity gives an opportunity to carry out gnoseological, ontological and cultural hermeneutical analysis of the dialectics of consciousness and culture. The concept gives an opportunity to conduct the object-related analysis of human existence in philosophy, cultural research, social philosophy and other branches of humanities, in particular, to analyze cultural processes as well as processes of development of the human Self's object-related identity.
Недугова И.А. —
Архаизация в культуре: рассмотрение феномена
// Философия и культура. – 2011. – № 7.
DOI: 10.7256/2454-0757.2011.7.3786
Читать статью
Аннотация: Автором разработаны концептуальные основы процессов культурной динамики: растяжения и сжатия поля культуры. В статье представлен сравнительный анализ понятий «новая архаика» и постмодерн. На основе синергетического, нелинейного подхода рассмотрены закономерности существования системы культуры.
Циклы сжатия и растяжения сменяют друг друга. При сжатии системы культуры проявляется феном архаизации, а при растяжении распыление – постмодерн.
Недугова И.А. —
ИСКУССТВО, ПОРОЖДАЮЩЕЕ МИФ САМОГО СЕБЯ
// Философия и культура. – 2011. – № 4.
DOI: 10.7256/2454-0757.2011.4.3561
Читать статью
Аннотация: В статье представлен авторский подход к анализу культурных процессов. Дано определение диссипативных процессов в культуре. Автор определяет динамику динамических систем, находящихся в состоянии, удаленном от равновесия, формирует диссипативные процессы. Иллюзорное сознание есть результат смешения выраженных в сознании предметных уровней человеческого бытия (принятие одного за другой). В статье представлена классификация диссипативных процессов в культуре.
Недугова И.А. —
Культура как способ и результат человеческой деятельности
// Философия и культура. – 2010. – № 8.
DOI: 10.7256/2454-0757.2010.8.4810
Читать статью
Аннотация: Проблема соотношения культуры как способа и результата человеческой деятельности корениться в плоскости оценки предметной стороны. Предметная сторона может быть рассмотрена как «способ» или как «результат», что находит свое выражение в первоначальном варианте определения культуры как способа человеческой деятельности и как объективированного результата этой деятельности.
При рассмотрении процесса деятельности любой объективированный элемент культуры, так или иначе, призван служить средством ее актуализации (стимуляции, программирования, реализации, физического жизнеобеспечения и т.д.), а тем самым включаться в понятие «способ деятельности».