Носс И.Н., Ковалева М.Е. —
Система оценки личностно-профессиональной пригодности IT-персонала государственных организаций
// Психология и Психотехника. – 2020. – № 1.
– С. 78 - 89.
DOI: 10.7256/2454-0722.2020.1.29266
URL: https://e-notabene.ru/ptmag/article_29266.html
Читать статью
Аннотация: Предмет исследования
Разработка психологической модели оценки личностно-профессиональной пригодности IT-персонала государственных организаций, применимой в кадровой работе.На первом этапе исследования выделены личностно-профессиональные качества, построена математическая модель, позволяющая соотнести выраженность данных качеств (сгруппированных в модули-предикторы) с профессиональной пригодностью IT-персонала. На втором этапе исследования построена формально-математическая модель на основе уравнения множественной линейной регрессии, позволяющая оценить выраженность личностно-профессиональных качеств с помощью психодиагностических методик на стадии профессионального отбора сотрудников сферы IT.
Метод, методология
Исследование было построено в два этапа с использованием внешнего критерия эффективности труда IT-персонала. На первом этапе исследования выделены личностно-профессиональные качества (применялась модифицированная методика
О. Липманна), построена математическая модель, позволяющая соотнести выраженность данных качеств (сгруппированных в модули-предикторы) с профессиональной пригодностью IT-персонала. На втором этапе исследования построена формально-математическая модель на основе уравнения множественной линейной регрессии, позволяющая оценить выраженность личностно-профессиональных качеств с помощью наиболее часто используемых психодиагностических методик на стадии профессионального отбора сотрудников сферы IT.
Новизна исследования
Анализ литературы показал недостаточную представленность исследований профессионально-важных качеств сотрудников IT, а также редкое использование психологического моделирования как средства профотбора и оценки сотрудников во всех трудовых сферах.
Выводы
Выявлена достоверность психодиагностических средств оценки личностно-профессиональной пригодности сотрудников сферы IT. Полученная модель оценки личностно-профессиональных качеств может быть использована в дальнейших исследованиях профессиональной пригодности, а также применима в практике кадрового менеджмента.
Abstract: The subject of this article is the development of psychological model for assessing personal and professional suitability of IT staff in government organizations applicable in human resource management. Firstly, the author highlights personality and professional traits, builds a mathematical model that allows correlating the manifestation of these traits (grouped into modules-predicators) with professional aptitude of IT personnel. Secondly, the author builds a formal-mathematical model on the bases of multiple linear regression equation for assessing the manifestation of personality and professional qualities using the psychodiagnostic methods at the stage of job placement of IT professionals. The scientific novelty consists in the analysis of literature that demonstrated insufficient research dedicated to professionally important qualities of IT personnel, as well as rare application of psychological modeling as the means for job placement and assessment of employees in all spheres. The main conclusion lies in determination of veracity of psychodiagnostic means for assessment of personal and professional suitability of IT personnel. The acquired model can be valuable in future research of professional aptitude, as well as implemented in human resource management.
Носс И.Н. —
Соотношение эмоционально-смыслового и логического компонентов познавательной деятельности студентов
// Психология и Психотехника. – 2016. – № 1.
– С. 37 - 43.
DOI: 10.7256/2454-0722.2016.1.17550
Читать статью
Аннотация: В статье производится анализ трёх составляющих познавательного мыслительного процесса: логики, семантики и аффекта. Соотношение этих частей мышления во многом формируют успешность и адекватность приобретения и усвоения знаний человеком. Логическая и эмоционально-смысловая составляющие познания связаны между собой сложной разнонаправленной нелинейной зависимостью, которая отражает особенности личности, особенности стимула, его содержания и обстоятельств протекания самого процесса мышления. В статье приводятся эмпирические данные, полученные в реальном исследовании на разных экспериментальных выборках, характеризующие некую тенденцию протекания и разворачивания в рамках пяти этапов человеческого мышления, его особенности, а также взаимовлияние операционно-логического, смыслового и эмоционального компонентов интеллекта. Методология исследования основана на поиске соотношений разноплановых аспектов мыслительной деятельности. В качестве средств психологического исследования используются технология психосемантического анализа познавательной деятельности и семантический дифференциал. Основным выводом исследования является то, что эмоционально-смысловой компонент умственной деятельности проявляется и усиливается в сфере отношений между объектами познания. Выявив свойства объекта и родовидовые признаки, определив связи и отношения понятий, формируется его смысловое положение. На процесс развития умственной деятельности накладывается эмоционально-смысловая окраска объекта познания в виде соответствующего мотивационного фона, который ведет к снижению операционно-логической составляющей, когда объект находит своё место в системе отношений с другими объектами, снижая и эмоционально-смысловую составляющую познания.
Abstract: In this article Noss analyzes the three components of the cognitive process: logics, semantics and affect. According to the author, the correlation of these elements of reasoning is the key to successful and adequate acquisition and digestion of knowledge. The logical and emotional components are interrelated and there is a complex oppositely directed nonlinear dependence between them which reflects individual features, peculiarities and contents of the stimulus and circumstances of the thinking process. The researcher provides empirical data obtained in different experimental groups and describing patterns of the five stages of human cogitation, peculiarities of the cognitive process and the mutual influence of the operational-logical and emotional-notional components. The methodology of the research is based on the comparison of different aspects of cognitive activity. The researcher uses psychosemantic analysis of cognitive activity and semantic differential as the main means of psychological research. The main conclusion made by the researcher is that the emotional-notional component of cognitive activity appears and develops as part of personal relations between cogitation actors. Having defined the features and genus species features of an object, relations and connections between notions, the conceptual status of an object is described. The emotional aspect of an object of cognition influences the cognitive process, too, as it creates a relevant motivational background which decreases the influence of the operational-logical component when the object has been prescribed a particular place in the system of relations with other objects, thus decreasing the emotional component of cognition as well.
Носс И.Н. —
Близнецовый метод в личностно-профессиональной диагностике персонала
// Психология и Психотехника. – 2015. – № 4.
– С. 413 - 419.
DOI: 10.7256/2454-0722.2015.4.14745
Читать статью
Аннотация: В статье акцентируется внимание психологов и профессиологов на возможности использования близнецового метода как средства и модели подтверждения положений концепции личностно-профессиональной спецификации персонала организации. Предполагается, что анализ личностных и поведенческих особенностей членов монозиготной близнецовой пары, подтверждает существование генетически обусловленной устойчивой структуры личности, соответствующей определенной системе профессиональных условий и требований профессиональной деятельности. В качестве иллюстрации приводятся экспериментальные результаты изучения личностных и поведенческих особенностей однояйцовых разлученных и неразлученных близнецов. Указывается на методические ограничения в распространении данных выводов, а также необходимости комплексной диагностики персонала посредством сопоставления, верификации и дополнения получаемых экспериментальных данных и процедур. По итогам теоретического анализа и эмпирических проб делается вывод о наличии природно-наследственных оснований профессиональной ориентированности людей. Результаты исследования являются подтверждением концепции автора о личностно-профессиональной спецификации персонала и необходимости ее моделирования в целях повышения качества психологического отбора и сопровождения работников организации.
Abstract: The article draws the attention of psychologists and professiologists to the possibility of using the twin study method as a tool and model for confirming provisions of the concept of personal and professional specifications. It is assumed that the analysis of personal and behavioral characteristics of members of monozygotic twin pairs confirms the existence of a genetically stable personality structure corresponding to a particular system of professional conditions and requirements of professional activity. As an illustration the author presents the experimental results of the study of personal and behavioral characteristics of monozygotic parted and unparted twins. The author indicates methodological limitations in the dissemination of these findings and the need for comprehensive diagnostics of personnel through comparison, verification, and completion of the obtained experimental data and procedures. Based on the results of theoretical analysis and empirical tests, the author makes the conclusion about the presence of both natural and hereditary bases of professional orientation. The results of the study prove the author's concept of personal and professional specifications of personnel and the need for modeling it in order to improve the quality of psychological selection of the staff and supervision and assistance of employees at an organization.
Носс И.Н. —
Личностно-профессиональная спецификация: определение и функционирование
// Психология и Психотехника. – 2014. – № 10.
– С. 1084 - 1091.
DOI: 10.7256/2454-0722.2014.10.12452
Читать статью
Аннотация: В статье акцентируется внимание на проблематике личностно-профессиональной спецификации. Предлагается общее определение термина «личностно-профессиональной спецификации» на уровне частного (специфического) как некой оптимальной структуры (перечня) личностно-профессиональных качеств, способствующей индивиду эффективно трудиться, то есть в основном соответствовать функциональным требованиям профессии. Рассматриваются сопряженные понятия, такие как «личностная надежность», «профессиональная надежность», «профессиональная пригодность личности» и «личностно-профессиональные особенности». Приводятся эмпирические данные, отражающие формы проявления личностно-профессиональной спецификации в условиях государственной службы. Теоретические концептуальные положения подтверждены эмпирическими данными, полученными путем сравнительного анализа показателей личностно-профессиональных черт работников различных специальностей при помощи статистических процедур корреляционного анализа и методов статистического вывода. Психологические показатели получены посредством объективных, субъективных и проективных тестовых методов. Термин "личностно-профессиональная спецификация" является новым понятием, вводимым в поле психологического исследования в качестве структуры признаков профессионально-психологического феномена, дающего возможность различать типы личности в сопоставлении с профессиями. Данное понятие предполагает построение профессионально-психологических моделей в рамках практического ассессмента персонала в целях профориентации, отбора и сопровождения работников в процессе их профессионализации и личностно-профессионального развития.
Носс И.Н. —
Особенности диагностики познавательной активности как фактора профессионального развития личности
// Психология и Психотехника. – 2014. – № 5.
– С. 546 - 552.
DOI: 10.7256/2454-0722.2014.5.10915
Читать статью
Аннотация: В статье акцентируется внимание на проблеме познавательной активности персона, как факторе профессионального развития личности. Формулируется важная особенность профессиональной психодиагностики предметно-содержательного плана – взаимозависимость продуктивности профессиональной деятельности от интеллекта как динамической системы личности. Также исследуются особенности психологического измерения интеллектуальной активности человека, достигшего зрелого возраста, влияния расслоения интеллекта в период взросления человека, анализ инструментов диагностики, схем экспериментов, связи интеллектуальных особенностей с акцентуированными личностными чертами, периодами возрастных кризисов зрелости, особенности интеллектуальной активности в рамках региональной и профессиональной специфики. В качестве основного методического подхода выбран лонгитюдный план исследования, проводившееся на протяжении девяти лет. Инструмент исследования многообразен. Он включал как качественные методы: наблюдение, экспертиза, опросы, интервью, так и тестовые процедуры. Научная новизна исследования состоит в применении продольных и поперечных эмпирических "срезов" на обширной реальной выборке государственных служащих в процессе их профессионализации и развитии. Результаты тестовых замеров сопоставлялись с конкретными объективными результатами профессиональной деятельности. Периодичность измерений и постоянная валидизация инструмента исследований дало возможность получить достоверные результаты во многом подтверждающие итоги зарубежных и отечественных диагностических программ.
В качестве выводов следует подчеркнуть, что наиболее важной психологической характеристикой личностно-профессионального развития персонала является его познавательная активность, которая в практической психологии наиболее сложна и противоречива.
Носс И.Н. —
РЕФРАКТИВНЫЕ ПРОЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ И ИХ ПРИМЕНЕНИЕ В ПСИХОДИАГНОСТИКЕ
// Психология и Психотехника. – 2013. – № 4.
DOI: 10.7256/2454-0722.2013.4.7664
Читать статью
Аннотация: Аннотация. В статье представлена характеристика наиболее популярных рефрактивных проективных методик. Проективная рефракция проявляется в особенностях речи (голосовые реакции на стимулы, частота, тембр, ритм произнесения слов, рече-смысловой тезаурус, паузы, особенности произношения слов и пр.), в непроизвольных движениях (ритм и частота дыхания, мимика, пантомимика, почерк, изменения оттенков кожи и пр.) и в строении тела (антропоскопия, метопоскопия и пр.). В основу рефрактивных методов положено систематизированное наблюдение, выявление и оценка динамических и морфологических телесных изменений у испытуемых, в области вербальных, невербальных поведенческих реакций. Проведено исследование зависимости эмоционального напряжения от личностных особенностей испытуемых с использованием голосового анализатора стресса на смешанной выборке. Выявлено, что изменение голосовой компоненты в стрессе, регистрирующееся при помощи изменения частотной модуляции голоса и времени ответа (реакции) на вопрос, значимо соотносится с уровнем импульсивности личности. Психографологический анализ почерка представляет собой проективную динамическую рефрактивную методику психологического анализа рукописного текста, воспроизведённого испытуемым. При помощи методики выявляются характерологические особенности личности испытуемого посредством проекции его индивидуальных особенностей на продукт графической деятельности. Под метопоскопией понимаются эмпирические наработки в области исследования черт и форм лица человека и его изменения, включающие в свою структуру как статические, морфологические признаки строения лица, так и мимические его изменения. Приводятся примеры и обсуждаются другие рефрактивные методы.
Носс И.Н. —
Технология психосемантического анализа деятельности
// Психология и Психотехника. – 2010. – № 5.
DOI: 10.7256/2454-0722.2010.5.2170
Читать статью
Аннотация: Статья посвящена проблеме психодиагностики обучаемости и профилированной направленности личности. Разработана технология оценки объема, темпа и направленности усвоения понятий человеком посредством выявления соотношений личностно-смысловых особенностей и социального значения стимульных терминов. Теоретически обоснована концептуальная основа методики психосемантического анализа деятельности и рассчитаны эмпирические показатели ее достоверности. Обращено внимание на соотношение смысловых и эмоциональных аспектов мышления.