Плотникова Е.С., Борзова Т.В. —
Развитие самодетерминации студентов как психологического ресурса самореализации в процессе обучения в вузе
// Психолог. – 2023. – № 6.
– С. 16 - 33.
DOI: 10.25136/2409-8701.2023.6.69234
URL: https://e-notabene.ru/psp/article_69234.html
Читать статью
Аннотация: В статье представлено исследование возможностей развития самодетерминации студентов как психологического ресурса самореализации в процессе обучения в вузе. Объектом исследования выступал феномен самодетерминации. Предмет исследования - развитие самодетерминации студентов как психологического ресурса самореализации в процессе обучения в вузе. С помощью теоретического анализа подходов к исследованию самодетерминации студентов в процессе обучения были выделены следующие её составляющие: автономия, самовыражение, способность к самоуправлению, осмысленность жизни, которые легли в основу реализации психолого-педагогической программы в качестве её компонентов. Целью психолого-педагогической программы являлось развитие компонентов самодетерминации как психолого-педагогического ресурса самореализации личности студентов. Программа реализовывалась с небольшими группами студентов по 15 человек на встречах психологического клуба. В качестве диагностических методов исследования выступали следующие методики: «Тест самодетерминации» Е.Н. Осина, модификация шкалы самодетерминации К. Шелдона; «Тест смысложизненных ориентаций» Д.А. Леонтьева; тест «Способность к самоуправлению» Н.М. Пейсахова. Также было применено вычисление T-критерия Стьюдента для связных и несвязных выборок. В результате апробации программы развития самодетерминации на базе Центра социальной адаптации и поддержки психологического здоровья при ФГБОУ ВО «Приамурском государственном университете имени Шолом-Алейхема» были выявлены статистически значимые показатели её эффективности, заключающиеся в увеличении показателей автономии, самовыражения, способности к самоуправлению и осмысленности жизни у студентов, участвующих в её реализации.
Развитие самодетерминации студентов может быть одним из основных направлений деятельности психологической службы вуза, обеспечивающим эффективность их профессиональной самореализации в процессе обучения. Целенаправленная систематическая деятельность по развитию самодетерминации студентов может содержать в себе мероприятия по развитию её компонентов: автономии, самовыражения, способности к самоуправлению, осмысленности жизни, что в последующем может повысить эффективность их профессиональной самореализации.
Abstract: The article presents a study of the possibilities of developing students' self-determination as a psychological resource for self-realization in the process of studying at a university. The object of the study was the phenomenon of self-determination. The subject of the study is the development of students' self-determination as a psychological resource for self-realization in the process of studying at a university. Using a theoretical analysis of approaches to the study of students’ self-determination in the learning process, the following components were identified: autonomy, self-expression, ability to self-government, meaningfulness of life, which formed the basis for the implementation of the psychological and pedagogical program as its components. The goal of the psychological and pedagogical program was to develop the components of self-determination as a psychological and pedagogical resource for the self-realization of students’ personality. The program was implemented with small groups of students of 15 people at meetings of the psychological club. The following methods were used as diagnostic research methods: “Self-determination test” by E.N. Aspen, modification of K. Sheldon’s self-determination scale; “Test of meaning in life orientations” D.A. Leontyev; test “Ability to self-government” N.M. Peysakhova. The calculation of Student's T-test for connected and disconnected samples was also applied. As a result of testing the program for the development of self-determination on the basis of the Center for Social Adaptation and Support of Psychological Health at the Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Amur State University named after Sholom Aleichem", statistically significant indicators of its effectiveness were identified, consisting in an increase in indicators of autonomy, self-expression, ability to self-government and meaningfulness of life in students participating in its implementation.
Борзова Т.В., Плотникова Е.С. —
Проявление самодетерминации в личностной, деятельностной и социальной самореализации студентов
// Психолог. – 2020. – № 4.
– С. 12 - 21.
DOI: 10.25136/2409-8701.2020.4.33082
URL: https://e-notabene.ru/psp/article_33082.html
Читать статью
Аннотация: Предметом исследования, представленного в статье, является проявление самодетерминации в личностной, деятельностной и социальной самореализации студентов. Целью исследования являлось изучение взаимосвязи параметров самодетерминации с личностной, деятельностной и социальной самореализацией студентов. В качестве методологии исследования выступали концепции и теории следующих ученых: Э. Дейси и Р. Райана (самодетерминация как способность к самостоятельному выбору развития); Д.А. Леонтьева (самодетерминация как высшая форму саморегуляции); С.Л. Рубинштейна (самодетерминацию как внутреннее условие активности при самоопределении); А. Маслоу и К. Роджерса (самореализация как процесс реализации себя); С.И. Кудинова (полисистемная модель самореализации). Эмпирическими методами исследования послужили: «Тест самодетерминации» Е.Н. Осина – модификация шкалы самодетерминации К. Шелдона; «Тест смысложизненных ориентаций» Д.А. Леонтьева; тест «Способность к самоуправлению» Н.М. Пейсахова; «Опросник самореализации» С.И. Кудинова; «Самоактуализационный тест (САТ)» Л.Я. Гозмана и М.В. Кроз. В результате проведенного исследования была выявлена положительная взаимосвязь осмысленности жизни и самовыражения со всеми видами самореализации. Однако, при рассмотрении взаимосвязи самовыражения и личностной, деятельностной и социальной самореализации была выявлена следующая закономерность: при самовыражении на высоком и низком уровнях имеет место тенденция к уменьшению показателей самореализации, и, напротив, при среднем уровне самовыражения личностная и деятельностная самореализация у испытуемых имеет более высокие значения.
Abstract: The subject of this research is the manifestation of self-determination in personal, activity and social self-realization of students. The goal consists in examination of correlation of the parameters of self-determination with personal, activity and social self-realization of students. The research methodology contains the concepts and theories of the following sholars: E. Deci and R. Ryan (people are able to become self-determined when their need for autonomy is fulfilled); D. A. Leontiev (self-determination as the superior form of self-regulation); S. L. Rubinstein (self-determination as an internal condition of activity for self-determination); A. Maslow and K. Rogers (self-realization as a process of personal growth); S. I. Kudinov (polysystemic model of self-realization). The empirical methods of research included: “Test for Self-Determination” of E. N. Osin – modification of the scale of self-determination of K. Sheldon; “Test for Life Meaningful Orientation” of D. A. Leontiev; “Ability to Self-governance” of N. M. Peysakhov; “Questionnaire on Self-Realization” of S. I. Kudinov; “Test for Self-Actualization” of L. Y. Gozman and M. V. Kroz. The result of the conducted research consists in determination of a positive correlation of the meaningfulness of life and self-expression with all types of self-realization. However, in consideration of the link between self-expression and personality, activity and social self-realization following pattern was established: self-expression on high and low levels has a tendency towards decline of the indicators of self-realization; while the average level of self-expression demonstrates higher indicators of personal and activity self-realization of the respondents.
Плотникова Е.С. —
От самодетерминации к самореализации
// Психология и Психотехника. – 2015. – № 2.
– С. 175 - 182.
DOI: 10.7256/2454-0722.2015.2.14246
Читать статью
Аннотация: Автор подробно рассматривает такие аспекты темы, как влияние самодетерминации на самореализацию личности и характер этого влияния. Процесс самодетерминации является сложным образованием личности, обеспечивающим человека свободой выбора пути своего развития (Э. Дейси и Р. Райан) и способностью действовать независимо от внешних обстоятельств и непредсказуемо для сторонних наблюдателей, но при этом следуя своей логике и убеждениям. Современный человек каждый день сталкивается повышенными требованиями, предъявляемыми ему на работе или учебе и в то же время имеет свободу, большой выбор жизненных путей и стратегий. Он может максимально реализовать свой потенциал, жить насыщенной творчеством жизнью, выражать самобытность и уникальность внутреннего мира. От того, насколько человек самодетерминирован, зависит его способность выбирать собственный путь развития, противостоять внешним факторам, отвлекающим его от главных жизненных целей и, следовательно, стремиться к самореализации. Для изучения параметров самодетерминации использовались следующие методики: «Тест смысложизненных ориентаций» Д.А. Леонтьева (шкала «общий показатель осмысленности жизни»), тест «Способность к самоуправлению» Н.М. Пейсахова (шкала «общий показатель способности к самоуправлению), «Тест самодетерминации» (шкалы «автономия» и «самовыражение». Для изучения самореализации мы взяли общий показатель самореализации («Опросник самореализации» С.И. Кудинова). В результате проведенного исследования выяснилось, что такие параметры самодетерминации, как способность самоуправления, автономия и самовыражение, положительно влияют на самореализацию личности, если имеют средние значения, т.е. движущей силой самореализации личности является гармоничное развитие самодетерминации и внешней детерминации, а осмысленность жизни служит фундаментом для этих процессов.
Abstract: The author examines such themes as the impact of self-determination on self-realization and the nature of this influence. The process of self-determination is a complex personality formation that provides a person with the freedom to choose the path of development (Dacey, Ryan) and the ability to act independently from external circumstances and unpredictable for outside observers but following his own logic and beliefs. The modern person each day faces increased requirements at work or school and at the same time has the freedom and a large variety of life paths and strategies. He can maximize his potential and live a creative life and express his inner world. One's self-determination influences the ability to choose one's own path of development, to resist external distractions from his main goals in life and, therefore, to strive for self-realization. The following methods were used to study parameters of self-determination: «Test of life orientations» by Dmitry Leontiev (the scale «general indicator of life meaningfulness»), the test «The ability to self-regulation» by Peysakhov (the scale «general indicator of the ability to self-regulation»), «The test of self-determination» (the scales «autonomy» and «self-expression»). The author also used the overall rate for the study of self-realization («Questionnaire of self-realization» by Kudinov). The study revealed that such parameters of self-determination as the ability to self-regulation, autonomy and self-expression have a positive effect on self-realization if they have mean values, i.e. the driving force of self-realization is the harmonious development of self-determination and external determination and meaningfulness of life is the foundation for these processes.