Клецкин М.В. —
Герменевтика Аристотеля как онто-логика
// Философская мысль. – 2018. – № 9.
– С. 45 - 56.
DOI: 10.25136/2409-8728.2018.9.24733
URL: https://e-notabene.ru/fr/article_24733.html
Читать статью
Аннотация: Предмет исследования – герменевтика Аристотеля и осмысление места модальной логики в структуре фундаментальной онтологии. Выявляются трудности и противоречия, с которыми сталкивается интерпретация аристотелевской концепции логики сущего. Проанализирована взаимосвязь модальных категорий «необходимость», «возможность», «истинность», «действительность» и предложена праксеологическая модель их объединения. Действительность подразумевает осуществлённость и необходимость, но необходимое не всегда действительно, ведь оно может обозначать и нечто принудительное вне наличного бытия. Утверждается также, что без временных характеристик модальности бытия вообще не имеют смысла, поскольку истинность модального суждения о чём-либо всегда рассматривается в настоящем времени и в действительности «теперь»
В процессе исследования применялся сравнительный (компаративный) метод, использовался проблемно-тематический способ анализа и изложения материала. В результате автор приходит к выводу, что истина открывает сущее как ценностное и всегда в ценностном (практическом) отношении. Разбирая основания современной аналитической философии, мы показали, что представления логиков определяются их онтологическими установками. Если в «Герменевтике» Аристотель говорил о бытии в целом, то логики-аналитики говорят о бытии конкретной чувственной вещи, то есть о наличном бытии, что резко сужает область применения их «модальной» логики.
Abstract: The subject of this research is the hermeneutics of Aristotle and apprehension of the place of modal logics within the structure of fundamental ontology. The author determines the difficulties and contradictions that faces the interpretation of Aristotle’s concept of the logics of nature, analyzes the correlation between the modal categories of “necessity”, “opportunity”, “truth”, and “reality”, as well as suggests the praxeological model of their unification. The reality implies materialization and necessity, but necessary is not always true, as it can also mean something compulsory outside the actual existence. It is also stated that without the temporal characteristics of the modality of existence are irrelevant, as the veracity of modal reasoning about anything is always viewed in present “as it is”. The author comes to a conclusion that the truth reveals the essential as valuable and always from the value (practical) perspective. Having analyzed the foundations of the modern analytical philosophy, the article demonstrates that the representations of logicians are defined by their ontological orientations. If in “Hermeneutics” Aristotle spoke about the existence as a whole, the logicians-analytics imply the existence of a particular sensual thing, i.e. the actual being, which narrows down the area of application of their “modal” logics.
Клецкин М.В. —
Различение сущего и бытия в аксиологическом аспекте
// Философская мысль. – 2018. – № 3.
– С. 27 - 36.
DOI: 10.25136/2409-8728.2018.3.22446
URL: https://e-notabene.ru/fr/article_22446.html
Читать статью
Аннотация: Автор подробно рассматривает различение бытия и сущего в учениях античных мыслителей (Гераклит, Парменид, Плвтон) и в античной мифологии (орфическая традиция), а также его место в аксиологическом дискурсе. Исследуется роль неосознанного мышления в процессе становления наличного бытия, и выявляются онтологические основания познания окружающего человека мира. Особо автор останавливается на сравнительном анализе онтологических оснований научного познания античности и Нового времени. В статье обосновывается значимость аксиологического дискурса в научном познании. Автор использовал следующие средства историко-философского анализа: принцип историзма, принцип развития, обобщение, систематизацию, компаративистский и типологический методы. На основании анализа фрагментов религиозных и философских текстов мыслителей античности устанавливается, что исходная диспозиция сущего, бытия и становления представлена уже в религиозном способе мировоззрения и актуальна в наше время. Что говорит о её архетипичности и сущностной укоренённости. Различение сущего и бытия позволяет осуществить принципиально новое объяснение природы ценностного отношения.
Abstract: The author examines the distinction between matter and being in the doctrines of ancient philosophers (Heraclitus, Parmenides, Plato) and ancient mythology (orphic tradition), as well as its role in the axiological discourse. The article studies the role of unconscious thinking in the process of empirical being and determines the ontological grounds for cognizing the surrounding world of a human. Attention is focused on the comparative analysis of ontological grounds of the scientific knowledge of the Antiquity and Modern Age. The importance of axiological discourse in scientific cognition is substantiated. Based on the analysis of the fragments from the religious and philosophical texts of the ancient philosophers, is established that the initial disposition of matter, being, and formation is presented already in the religious way of worldview and relevant to the present time that underlines its archetypal character and conceptual rootedness. The distinction between matter and being allows realizing the crucially new explanation of the nature of value relation.
The author examines the distinction between matter and being in the doctrines of ancient philosophers (Heraclitus, Parmenides, Plato) and ancient mythology (orphic tradition), as well as its role in the axiological discourse. The article studies the role of unconscious thinking in the process of empirical being and determines the ontological grounds for cognizing the surrounding world of a human. Attention is focused on the comparative analysis of ontological grounds of the scientific knowledge of the Antiquity and Modern Age. The importance of axiological discourse in scientific cognition is substantiated. Based on the analysis of the fragments from the religious and philosophical texts of the ancient philosophers, is established that the initial disposition of matter, being, and formation is presented already in the religious way of worldview and relevant to the present time that underlines its archetypal character and conceptual rootedness. The distinction between matter and being allows realizing the crucially new explanation of the nature of value relation.
Клецкин М.В. —
Психологический аспект осуществления ценностного отношения
// Философия и культура. – 2017. – № 11.
– С. 45 - 53.
DOI: 10.7256/2454-0757.2017.11.22549
URL: https://e-notabene.ru/fkmag/article_22549.html
Читать статью
Аннотация: Предметом исследования является роль неосознанного мышления в процессе познания и в процессе осуществления ценностного отношения. Автор подробно рассматривает "онтологическую функцию" бессознательного как связующего звена между сущим и его осознанием в форме наличного бытия, а также понимание термина "бессознательное" в учениях Фрейда и Аристотеля. Выявляются онтологические основания познания окружающего человека мира. Особо автор останавливается на формировании психологической мотивации реализации ценностного отношения. В статье обосновывается необходимость учёта психологических факторов формирования научной картины мира.
Автор использовал следующие средства историко-философского анализа: принцип историзма, принцип развития, обобщение, систематизацию, компаративистский и типологический методы. На основании анализа философских концепций неосознанного мышления устанавливается, что бессознательное бытие возможно интерпретировать как опосредующее звено в бытийном освоении сущего и его понимании. Концепция бессознательного позволила по-новому прояснить онтологическую структуру формирования окружающего человека мира, а также дать принципиально новое объяснение психологической природы ценностного отношения.
Abstract: The subject of this research is the role of unconscious reasoning in the process of cognition and realization of the value relations. The author thoroughly examines the “ontological function” of the unconscious as an interlink between the existing and its conscious in form of the actual being, as well as the term “unconscious” in teachings of Freud and Aristotle. The author reveals the ontological grounds of understanding world that surrounds a human. Attention is focused on the formation of psychological motivation in realization of the value relation. The article substantiates the need for considering the psychological factors in establishment of the scientific image of the world. Based on the analysis of philosophical concepts of the unconscious thinking, it is determined that the unconscious being can be interpreted as a mediating link in ontological perception of the existing and its apprehension. Concept of the unconscious allowed clarifying the ontological structure of formation of the surrounding world from another perspective, as well as give a crucially new explanation to the psychological nature of value relation.