Маслова В.А. —
Советский дизайн как проект «нового человека»
// Философия и культура. – 2017. – № 12.
– С. 24 - 37.
DOI: 10.7256/2454-0757.2017.12.25123
URL: https://e-notabene.ru/fkmag/article_25123.html
Читать статью
Аннотация: Предметом исследования является анализ взаимосвязи советского дизайна, включая промышленный дизайн, текстиль, архитектуру, и идеи проектирования нового человека в контексте его осмысления через предметный мир. Раскрывается эта тема через обращение к анализу развития предметного мира. Спецификой исследования является рассмотрение особенностей дизайна в СССР не только в рамках политических и экономических особенностей развития страны, но и идей, повлиявших на их формирования. Объектом работы также стало искусство авангарда, без которого невозможно было бы рождение художественного конструирования. Методология исследования была определена целью и задачами исследования. В основе методологии лежит, с одной стороны, историко-философский анализ, с другой – сопоставительный анализ. Особым вкладом автора в исследование темы является то, что проводится междисциплинарный анализ формирования советского дизайна, доказывается факт того, что в отличие от зарубежного дизайна, который возник в связи с развитием промышленности, появление дизайна в России было неразрывно связано с искусством авангарда. Основным выводом работы является рассмотрение вопроса о том, почему проект «нового человека» так и не получил реального воплощения и почему передовые идеи советского дизайна так и не имели воплощения в промышленности.
Abstract: The subject of this research is the analysis of correlation between Soviet design, including industrial design, textile, architecture, and the idea of projection of a new individual in the context of his perception through the figurative world. The author reveals this topic trough referring to the analysis of evolution of the figurative world. Specificity of this research consists in the examination of design traits in USSR not only in the context of peculiarities of the country’s political and economic development, but also the ideas that affected their emergence. The object of this work is the avant-garde art, which generates the industrial design. Methodology is based on the on the historical-philosophical analysis on one hand, and comparative analysis on the other. Author’s special contribution into this research lies in conduction of cross-disciplinary analysis regarding the formation of the Soviet design, which proves that unlike the foreign design that has emerged with the industrial development, the appearance of design in Russia is directly associated with the avant-garde art. The main conclusion is the consideration of question of why the project of a “new individual” did not see practical implementation, as well as the progressive ideas of Soviet design had not been realized in industrial sector.
Маслова В.А. —
Символ, образ, метафора, аллегория как средства постижения «прекрасного» в поэзии французского символизма
// Психология и Психотехника. – 2016. – № 8.
– С. 642 - 650.
DOI: 10.7256/2454-0722.2016.8.21485
Читать статью
Аннотация: Предметом исследования является анализ и применение таких понятий как символ, образ, метафора и аллегория в контексте совокупностей приемов, средств и методов выражения «прекрасного» в поэзии французского символизма. Раскрывается эта тема, отталкиваясь от феноменологической природы «прекрасного», а также его понимания в рамках категории, определяемой классической эстетикой. Показывается также трансформация понимания «прекрасного», в частности красоты, и причины таких изменений. Рассматривается данная проблематика у таких авторов, как С. Малларме и Ш. Бодлер. Используются следующие методы проведения исследования – множество комбинаторных совокупностей, таких как: анализ, компаративный (сравнительный) анализ темы исследования, применение символических образов, метафоричность и аллегоричность поэтики выражения «прекрасного» в поэзии французского символизма. Также используется анализ, синтез и аналогия, т.к мы пытаемся встроить методы выражения и постижения прекрасного в рамках научной дисциплины эстетики. Особым вкладом автора в исследование темы является то, что доказывается на основе лексической базы факт того, что средствами выражения и постижения «прекрасного» в поэзии французского символизма могут являться символ, образ, метафора и аллегория. Показывается новое понимание этих понятий в рамках эстетики французского символизма.
Abstract: The subject of this research is the analysis and application of such notions as symbol, image, metaphor and allegory as part of a set of tools, means and methods of expressing ‘beauty’ in the French symbolist poetry. This subject is developed and based on the phenomenological nature of ‘beauty’ as well as in terms of the aesthetic category by means of defining it within both implicit and explicit aesthetics. The very problem of ‘beauty’ is represented in the poetry of French symbolism, in works of such authors as S. Mallarmé and Ch. Baudelaire. Conclusions on the means of expressing ‘beauty’ in the French symbolist poetry are presented at the end of the article. As far as methods of the research are concerned, there is a variety of combinative totals, such as analysis, comparative analysis, information-analytical base of investigating the subject of the research, application of symbolic images, metaphoricalness and allegoricalness of the poetics of expressing ‘beauty’ in the French symbolist poetry.The author’s particular contribution to the research on the subject is proving the fact - proceeding from the lexical base - that symbol, image, metaphor and allegory are the means of expressing ‘beauty’ in the French symbolist poetry.
Маслова В.А. —
Тема меланхолии во французском символизме
// Психология и Психотехника. – 2014. – № 5.
– С. 483 - 492.
DOI: 10.7256/2454-0722.2014.5.11621
Читать статью
Аннотация: В статье рассматриваются причины и следствия актуализации темы пессимизма, уныния, отчаяния во французском символизме в конце XIX века, а также анализируются причины развития феномена меланхолии в XX веке на материале художественной практики французских символистов, рассматриваемой преимущественно в поэзии, критических статьях символистов, а также аналитических искусствоведческих, исторических, литературно-философских работ, посвященных французскому символизму или касающихся темы меланхолии. Данная тема, а более широко ее можно охарактеризовать и как сплин, печаль, тоска, разочарование, неудовлетворенность, безнадежность, исключительно характерна для творчества поэтов символистов и декадентов. Это обусловлено как общей интеллектуальной атмосферой конца XIX в., так и теми задачами в искусстве, которые ставили перед собой представители течения символизма. Методами исследования послужили описательный, системный, сравнительный и культурно-исторический подход. Французский символизм рассматривается с феноменологической точки зрения. Постановка проблемы обусловлена не столько поводом для обращения к анализу данной темы в частных примерах лирики французского символизма, хотя данная тема не изучена пока в достаточной степени, а сколько тем, что, как нам представляется, эсхатологические настроения того времени дали проекций в XX в. гораздо больше, чем принято считать, причем не только в искусстве, но и в теоретическом осмыслении оного.