Баксанский О.Е., Коржуев А.В. —
Теория «структуры научных революций» Т.Куна и кризис классической парадигмы в физике на рубеже XIX – XX столетий
// Философия и культура. – 2015. – № 5.
– С. 679 - 688.
DOI: 10.7256/2454-0757.2015.5.13839
Читать статью
Аннотация: Рассматривается кризис физики на рубеже XIX – XX столетий в контексте идей, выдвинутых и обоснованных в книге философа Т. Куна «Структура научных революций». Внимание сфокусировано на кризисе классической механики Ньютона и «рождении» теории относительности Эйнштейна, модели атома Резерфорда-Бора и, логически развившей её, квантовой механике.
Естественнонаучное знание в процессе своего развития пересматривает основные фундаментальные позиции, парадигмальные основы, связанные с переосмыслением выявленных ранее и устоявшихся в сознании научного социума логико-содержательных связей типа «причина – следствие», «повод – феномен», «основание – базирующаяся на нём теория», а также инспирационных, каузальных и системных детерминаций. В качестве основного метода исследования используется метод реконструкции когнитивных представлений эпохи в контексте современного понимания физической картины мира. Основной вывод состоит в том, что теория научных революций Т. Куна «проявила» ряд важных методологических особенностей кризиса физики рубежа столетий, позволила перевести в методологический формат ряд характерных для него особенностей, а иногда по новому их осмыслить и углублённо «прочувствовать», соотнести с характерными проявлениями более поздних «научных революций».
Abstract: The article is devoted to the crisis of physics that happened at the turn of the XIXth and the XXth centuries. The crisis is viewed in terms of the ideas suggested and proved by Thomas Kuhn in his book 'The Structure of Sientific Revolutions'. The main attention is paid to the crisis of Newtonian classical mechanics and the 'birth' of Einstein theory of relativity, the Rutherford–Bohr model of the hydrogen atom and quantum mechanics that logically proceeded therefrom.
In the course of its development natural science has reviewed the main fundamental provisions and paradigms as a result of reconsideration of previously established and adopted by the academic community logical relations such as 'cause and effect', 'reason and phenomenon', 'grounds and theory based thereupon' as well as inspirational, causal and systems determinations. The main research method used by the authors is the method of the reconstruction of cognitive representations of that epoch in terms of the modern concept of the physical picture of the world. The main conclusion is that Thomas Kuhn's theory of scientific revolutions 'highlighted' a number of important methodological peculiarities of the crisis of physics at the turn of centuries and allowed to develop particular methodology based on those peculiarities and sometimes even took a new look at them and compare them to the typical peculiarities of later 'scientific revolutions'.
Коржуев А.В., Баксанский О.Е. —
Педагогическое исследование в формате диалога исследователя с научно-образовательным сообществом
// Педагогика и просвещение. – 2015. – № 1.
– С. 76 - 87.
DOI: 10.7256/2454-0676.2015.1.14501
Читать статью
Аннотация: В статье обсуждаются общефилософское понимание поисково-исследовательского диалога, типология диалогов в педагогическом поисковом пространстве; диалог как средство добывания новых педагогических знаний, как форма многоплановой рефлексии участниками своих позиций, идей и подходов; а также как форма исследовательской кооперации. Подробно обсуждаются логические основы диалоговой аргументации, сфокусированные на таких сегментах, как аргумент к традиции, авторитету, здравому смыслу, вере, аналогии; обсуждается тезис «педагогический диалог как инструмент добывания нового знания». К числу использованных методов относятся: предпосылочный анализ феномена из исследуемого проблемного поля, эвристический синтез, ретроспекция исследуемой проблемы. За последние десятилетия социальные преобразования, с одной стороны, ясно проявили кризис современного образования, его несоответствие заказу социума, а с другой -- невозможность «заменить» систему образования каким-либо другим социальным механизмом, способным взять на себя выполняемые ею функции. Однозначных, "панацей" от всех бед, по мнению самых разных по профилю научной деятельности исследователей, сегодня не существует – потому процессу проектирования путей трансформации образования, оценки результатов тех или иных инновационных акций должен быть имманентно присущ характер диалога со всеми его атрибутами.
Abstract: In their article the authors discuss the philosophical understanding of aresearch dialogue and a classification of dialogues in the pedagogical research space, dialogue as a mean of obtaining new pedagogical knowledge and a form of a multidimensional reflection by participants of the positions, ideas and approaches; and also as a form of research cooperation. The logical bases of the dialogue argumentation focused on such segments as argument to tradition, authority, common sense, belief, analogy are in detail discussed; the statement "pedagogical dialogue as an instrument of obtaining new knowledge" is also covered. The main research methods used by the authors are the premised analysis of a phenomenon from the point of view of the studied problem field, heuristic synthesis and a retrospection of the studied problem.The article covers the following problems: philosophic representation of a research of a dialogue, classification of pedagogical dialogues; dialogue as a method of scientific discovery and a form of multiaspect reflection by participants of their ideas, approaches and positions and as a form of scientific cooperation.
Коржуев А.В., Баксанский О.Е. —
Педагогическое исследование в современном научном дискурсе
// Педагогика и просвещение. – 2014. – № 4.
– С. 51 - 65.
DOI: 10.7256/2454-0676.2014.4.13926
Читать статью
Аннотация: В настоящей статье обсуждаются процессы трансформации педагогического знания на современном этапе его развития, а также логически вытекающие из них особенности современного педагогического исследования; особое внимание уделяется исследованию в области методологии педагогики.
Педагогика относится к классу социально-гуманитарных наук, и потому актуален вопрос: каковы изменения во всем блоке социальных наук, привнесенные новой постнеклассической парадигмой знания (последняя треть ХХ-го столетия), как они отразились на педагогическом знании.
При всем различии контекста социальных трансформаций в России и на Западе их роднит одна общая черта: и современное западное, и нынешнее российское общество представляют собой в настоящем неустойчивые, переходные социумы. На языке теории самоорганизации это означает, что они находятся в точках бифуркации, в окрестностях которых выбор дальнейшего пути – аттрактора устойчивого развития – может определять весьма незначительное, - возможно, даже случайное воздействие. Методами исследования в настоящей работе выступают: ретроспективный анализ; анализ проблемно-содержательного поля научной области, выявление противоречий и «белых пятен», проектирование подходов к разрешению противоречий и содержательному наполнению научной теории; эвристический синтез. Основные выводы проведенного исследования состоят в обосновании тезиса о том, что как полноценный «представитель» социогуманитарного знания, сегодня педагогика активизирует не только поиск в направлении исторических корней и предпосылок современного знания – она адресует своих исследователей к рефлексии принципов построения знания, его структурирования и процесса «добывания»; и всё это так или иначе символизирует её движение от эмпирической, описательной стадии развития к стадии полноценного теоретического фрагмента гуманитарного ракурса, способного осуществлять предсказательную функцию.
Abstract: The present article is devoted to the processes of transformation of pedagogical knowledge at the modern stage of its development and consequential peculiarities of modern pedagogical research. Special attention is paid to pedagogical methodology.
Pedagogy is a socio-humanitarian science and therefore the following question is especially important: what have been the changes in social sciences caused by the new postnonclassical paradigm of knowledge (the last third of the XX century) and what impact these changes have had on pedagogy.
Even though Russian and Western social transformations have happened in completely different environments, there is one feature they have in common. Today both Western and Russian societies are nonstable or transitional communities. In terms of self-organization theory this means that these societies are at the bifurcation point where even a slightest or accidental influence may lead to choosing the path of a sustainable development. The research methods used in this article include retrospective analysis, analysis of issues and contents of the academic field, discovery of contradictions and 'blindspots', development of approaches to solving practical research issues and developing theoretical concepts and heuristic synthesis. The main conclusions of this research prove the thesis that being a true 'representative' of socio-humanitarian knowledge, today's pedagogy does not only encourage the search for historical roots and prerequisites of modern knowledge, it alo makes researchers to study principles of knowledge creation, knowledge structure and the process of obtaining knowledge. This demonstrates that pedagogy is moving from the empiric/descriptive stage of development to the stage of serious theoretical grounds when pedagogy can even perform the predictive function.