Шиповалова Л.В. —
К вопросу об идентификации современной исторической эпистемологии
// Философия и культура. – 2018. – № 7.
– С. 13 - 23.
DOI: 10.7256/2454-0757.2018.7.27024
URL: https://e-notabene.ru/fkmag/article_27024.html
Читать статью
Аннотация: Предметом исследования является новое направление изучения науки – современная историческая эпистемология, определяющая свою задачу как историческое обращение к научным практикам, обусловливающим возникновение базовых научных понятий, а также как прояснение современных философских проблем научных исследований. В фокусе статьи – проблема идентификации этого направления, специфика представленных в нем исторических исследований науки. Автор останавливается на анализе двух основных произведений, репрезентирующих современную историческую эпистемологию – Объективность П. Галисона и Л. Дастон, а также К истории эпистемических частиц Х.Й. Райнбергера В качестве основного способа идентификации и одновременно метода исследования используется проблематизация, которая в данном случае понимается как обращение к тем интеллектуальным дискуссиям и вызовам, на которые историческая эпистемология может оказаться актуальным ответом. Проблематизация обращает в первую очередь к историческому контексту, из которого трактуется специфика предмета и метода данного направления. В статье автором определяются три контекста, служащие дисциплинарной идентификации исторической эпистемологии, - дискуссии о междисциплинарном взаимодействии истории и философии науки, кризис научных репрезентаций, а также критика универсализма норм социальных и культурных практик. Новизна данного исследования связана также с объединением указанных трех контекстов идентификации исторической эпистемологии, которые более или менее явным образом присутствуют в работах данного направления.
Abstract: The subject of this research is the new scientific discipline – the modern historical epistemology, which defines its task as a historical reference to the scientific practices that substantiate the emergence of basic scientific concepts, as well as clarification of the current philosophical problems of scientific studies. The attention is focused on the problem of identification of this discipline, specificity of the introduced historical scientific research. The author analyzes the two basic works that represent the modern historical epistemology – “Objectivity” by Lorraine Daston, Peter Galison and “Toward a History of Epistemic Things” by Hans-Jörg Rheinberger. The key method of identification and simultaneously the research method is the problematization, which in this case is understood as a reference to such intellectual discussions and challenges, to which the historical epistemology can become a relevant response. Problematization, first and foremost, addresses to the historical context, whereof is interpreted the specificity of the subject and method of the indicated discipline. The author determines the three contexts that serve to a disciplinary identification of historical epistemology – the discussion on interdisciplinary interaction of the history and the philosophy of science; crisis of scientific representations; and the criticism of universalism of the norms of social and cultural practices. The scientific novelty lies in combination of the aforementioned three context of identification of the historical epistemology.
Шиповалова Л.В. —
Современная идея университета и возможная легитимация философии
// Философия и культура. – 2015. – № 11.
– С. 1734 - 1741.
DOI: 10.7256/2454-0757.2015.11.16373
Читать статью
Аннотация: Предметом данной статьи является вопрос о легитимации философии в современном обществе и значение ее сохранения в современном университете. При этом ставится задача понять место философии в университете, определяемое в контексте различия целей этой институции: с одной стороны, польза, удовлетворение требований результативности и эффективности, звучащих от общества и государства и, с другой стороны, поиск истины и образование человека. Первая цель связана с частными интересами, вторая с всеобщим. В статье использованы методы проблематизации и контекстуализации. Определяются условия возникновения требований эффективности, современная проблема университета как неоднозначность его целевых ориентаций. Поиск решения предполагает обращение к контексту, к возникновению классического университета, его философским основаниям: положениям о реформе университета В. Гумбольдта и обоснованию роли философского факультета в университете И. Кантом В статье использованы методы проблематизации и контекстуализации. Определяются условия возникновения требований эффективности, современная проблема университета как неоднозначность его целевых ориентаций; поиск решения предполагает обращение к контексту, к возникновению классического университета, его философским основаниям: положениям о реформе университета В. Гумбольдта и обоснованию роли философского факультета в университете И. Кантом
Abstract: The subject of this article is the problem of the legitimation of philosophy and the importance of philosophy at a modern university. The aim is to understand the place of philosophy at a University determined in terms of various purposes of this institution – on the one hand, the use, effectiveness and efficiency; on the other hand, the search for truth. The first purpose is associated with private interests and the second one is associated with universal values. The researcher has used the methods of problematization and contextualization. A modern problem of the university is the ambiguity of its target orientation. Looking for a solution to the problem requires an appeal to the origin of the classical university and its philosophical basis: Humboldt’s provisions about the university reform and Kant’s justification of the role of the Faculty of Philosophy. The conclusion is that philosophy, following the interests of truth, is uniquely capable and, in fact, should carry out criticism as the definition of the boundaries and conditions of use for any knowledge any regulations. Such analysis allows to describe interaction of private and public interests as the purposes of a University and legitimizes a specific role of philosophy. This is a relevant issue for modern times.
Шиповалова Л.В. —
Объективность как научная ценность. Или о возможности науки как элемента культуры
// Философия и культура. – 2014. – № 1.
– С. 12 - 19.
DOI: 10.7256/2454-0757.2014.1.10401
Читать статью
Аннотация: Предметом исследования является объективность как основная характеристика науки и научная ценность.
В статье ставится вопрос о возможном синтезе исследований в области культурологии и философии науки. Предметом таких исследований выступает наука как феномен культуры, а точнее объективность как базовая научная ценность. Такое понимание объективности разделяют многие специалисты в области современной эпистемологии. Проблема состоит в том, что понимание объективности не просто как критерия научности, но и как научной ценности или даже научной добродетели делает ее возможным предметом исследований как философии науки, так и культурологии и близких ей дисциплин. Одновременно такое понимание непосредственным и необходимым образом связывает научное знание с деятельностью людей и, следовательно, возможно релятивизирует его. В статье утверждается, что методологический аппарат культурологии может быть конструктивно использован в решении проблем релятивизма, связанных с исследованием научных ценностей в современной философии науки. Используется аналитический метод исследования, что обусловлено необходимостью выявления сущностных различий в понимании научных ценностей и выяснения их проблемного статуса в контексте философии науки. Утверждается, что современное понимание объективности как научной ценности или как добродетели создает угрозу релятивизма в рефлексии оснований деятельности ученого. Однако эта угроза может быть преодолена с сохранением статуса объективности, позитивно связывающего ее с деятельностью людей. При этом стремление к объективности понимается как работа ученого над преодолением собственной ограниченности, практика широкого мышления, забота о себе научного субъекта. Культурологические исследования, в силу своей предметной определенности всегда имеют дело с подобной проблемой релятивизма и, соответственно идеи в этой области могут быть конструктивно использованы и в философии науки.