Балагушкин Ю.Е. —
Философско-антропологические аспекты эзотерической культуры по Эдварду Тирьякяну
// Психология и Психотехника. – 2015. – № 3.
– С. 271 - 282.
DOI: 10.7256/2454-0722.2015.3.13707
Читать статью
Аннотация: Американский социолог и философ культуры Эдвард Тирьякян рассматривает различные аспекты эзотерической культуры, анализирует её сущность и влияние в западном обществе, соотношение эзотерической культуры и модернизации. В качестве актуального примера эзотерической культуры Тирьякян разбирает феномен современного т.н. «оккультного возрождения», который стал предметом пристального культурологического и философского анализа, что позволило выявить его многообразные проявления в духовной жизни современного общества, в том числе в среде образованной молодежи. Проблематика эзотерической культуры рассматривается исходя из её структурно-функциональных особенностей, во взаимосвязи с динамикой социокультурных отношений и процессов и с учетом концепций модернизации, выявлением специфики социокультурного инновационного потенциала эзотерической культуры. Эзотерическую культуру Э.Тирьякян расценивает как источник идейных инноваций в процессе модернизации западного общества. Анализируются глубокие изменения в социальных ориентациях и личностных позициях у адептов эзотерической культуры, а также её воздействие в целом на искусство, политику и науку. В философско-антропологическом плане рассматривается образ человека в эзотерике как личности особого типа - творца и носителя рассматриваемой специфической культуры. Отмечая детальное и глубокое исследование эзотерической культуры Э.Тирьякяном, вместе с тем трудно согласиться с его общим выводом о возможности эпохального изменения культуры современного общества под воздействием «оккультного возрождения».
Abstract: Edward Tiryakian, American sociologist and philosopher of culture, examines various aspects of esoteric culture and analyzes its contents and influence on Western society and the relation between esoteric culture and modernization. As an actual example of esoteric culture Tiryakian examines the modern "occult revival" which became the subject of cultural and philosophical studies revealing its diverse manifestations in the spiritual life of modern society, especially among the educated youth. The problem field of esoteric culture is considered on the basis of its structural and functional features in conjunction with the dynamics of socio-cultural relations and processes taking into account the concepts of modernization and revealing the specifics of the socio-cultural innovation potential of esoteric culture. The paper analyzes the profound changes in social orientations and personal positions of the followers of esoteric culture as well as its general impact on the art, politics and science. In terms of philosophical anthropology, the image of man in esoteric culture is considered to be a special type of personality, that of the creator and the representative of a specific culture. Even though Balagushkin emphasizes that Edward Tiryakian provided a detailed and in-depth study of esoteric culture, he finds it difficult to agree with Tiryakian's general conclusion about the possibility of an epochal change of culture in modern society under the influence of the "occult revival".
Балагушкин Ю.Е. —
Религиозные метакультуры Эдварда Тирьякяна
// Философия и культура. – 2015. – № 1.
– С. 85 - 97.
DOI: 10.7256/2454-0757.2015.1.10626
Читать статью
Аннотация: В вводной статье к переводу работы американского социолога и философа культуры Эдварда Тирьякяна «Три метакультуры общества модерна: христианская, гностическая, хтоническая» даётся общая характеристика его творчества (не имеющего широкой известности в нашей стране) и ключевых понятий рассматриваемой работы – «общество модерна», «метакультура». Анализируется роль и значение феномена культуры в работах Э.Тирьякяна, специфика использования им понятия «метакультура» и его эвристическая значимость, функциональные особенности религиозных метакультур - христианства, гностицизма и язычества. Динамика и многообразие форм культуры в современном обществе, по Э.Тирьякяну, рассматриваются с точки зрения культурно-исторического, функционально-смыслового и структурно-аналитического подходов, поиска философско-антропологических аспектов творчества американского мыслителя. Статью завершает вывод о том, что в концепции Э.Тирьякяна содержится оригинальная, религиозно ориентированная версия философской антропологии, субъектом и объектом изменений культуры (в её религиозных разновидностях) и базирующейся на ней структуры общества в целом является человек. В конечном счёте именно природа человека является имманентной основой социокультурной динамики исторического масштаба.
Балагушкин Ю.Е. —
Человек в системе взаимодействия трёх метакультур
// Философия и культура. – 2014. – № 10.
– С. 1514 - 1518.
DOI: 10.7256/2454-0757.2014.10.10627
Читать статью
Аннотация: Послесловие к переводу статьи американского социолога и философа культуры Эдварда Тирьякяна «Три метакультуры общества модерна: христианская, гностическая, хтоническая». Анализируется понимание американским учёным роли религии в современном обществе, содержание и проблемные моменты его концепции трёх метакультур; функциональные особенности религиозных метакультур христианства, гностицизма и язычества; взаимодействие иноверий с ортодоксальной христианской метакультурой, которое являлось источником внутренних противоречий в западной цивилизации и её предрасположенности к изменениям. Рассматривается философско-антропологический аспект мысли Э.Тирьякяна. Динамика и многообразие форм культуры в современном обществе, по Э.Тирьякяну, рассматриваются с точки зрения культурно-исторического, функционально-смыслового и структурно-аналитического подходов, поиска философско-антропологических аспектов творчества американского мыслителя. Концепция трёх метакультур Э.А.Тирьякяна страдает определённой ограниченностью, так как не учитывает всего многообразия религиозно-культурных течений (в частности, манихейства, герметизма), а также полностью игнорирует светскую культуру с её естественнонаучной и общественно-исторической составляющими. В анализе трёх метакультур Тирьякяна явно обнаруживается философско-антропологический подтекст: человек является элементом социокультурной структуры и агентом процесса ее изменения и развития - такова специфика его двойственной природы, в которой исходная естественная составляющая сопрягается с доминирующей социальной. Для формирования и развития человеческой природы основополагающее значение имеет культурализация. Вместе с сопряжённой с ней социализацией она составляет два основных плана вторичной, социально-исторической природы человека, но одновременно оказывает существенное влияние на первичную, естественную природу человека и тем самым формирует личность. Под влиянием социокультурной среды видоизменяются в той или иной степени проявления человеческой телесности. Индивид идентифицирует себя с определённой метакультурой и в то же время включён в противоречивые связи различных метакультур между собой.
Балагушкин Ю.Е. —
Философско-антропологические аспекты сексуальности (по поводу статьи Э.Тирьякяна о сексуальной аномии)
// Психология и Психотехника. – 2014. – № 7.
– С. 738 - 750.
DOI: 10.7256/2454-0722.2014.7.12329
Читать статью
Аннотация: Американский социолог и философ культуры Эдвард Тирьякян в своей статье «Сексуальная аномия, социальная структура, социетальное изменение» анализирует предложенную Э.Дюркгеймом концепцию сексуальных отношений как фундамента социальной структуры и сосредотачивает внимание на сексуальной аномии - одной из острейших проблем современного человека, считая, что эти воззрения точно отражают современную ситуацию в обществе и культуре. Тирьякян рассматривает различные аспекты социального регулирования сексуальности, анализирует сущность и последствия сексуальной революции в западном обществе. Философско-антропологическая проблематика сексуальности рассматривается во взаимосвязи с динамикой социокультурных отношений и процессов, отталкиваясь от концепций сексуальной аномии и анализа последствий сексуальной революции и с учетом гендерного подхода. Сексуальность как часть человеческой природы трактуется в качестве сложного, системно организованного феномена, который обладает разнообразным функциональным назначением.
Культурно-исторический феномен сексуальности подвергается социализации и культурализации, в то же время сексуальность, как естественная составляющая человеческой природы, оказывает существенное воздействие на формирование и динамику культуры.
Особое значение в современный исторический период имеет проблема сексуальной аномии, приобретшая новое ценностное и социкультурное звучание в связи с инновационными процессами сексуальной революции, вызвавшей кардинальные и многоплановые изменения сексуальной составляющей человеческой природы и базовых аспектов человеческой идентичности