Волков Н.А. —
Правовое регулирование деятельности региональных уполномоченных по правам человека в Федеральном законодательстве России
// Право и политика. – 2015. – № 10.
– С. 1362 - 1367.
DOI: 10.7256/2454-0706.2015.10.16409
Читать статью
Аннотация: Объектом исследования является институт уполномоченных по правам человека в Российской Федерации, в частности, региональных уполномоченных по правам человека. Предмет исследования – правовое регулирование деятельности региональных уполномоченных по правам человека. Особое внимание уделяется автором анализу регулирования деятельности региональных государственных правозащитников федеральным законодательством России. Рассматриваются последние нововведения федерального законодательства в сфере регулирования деятельности региональных уполномоченных по правам человека. Проводиться анализ нового законодательства по вопросам регулирования деятельности региональных уполномоченных по правам человека. Методология исследования основывается на диалектических принципах системного подхода к анализу явлений и процессов, а также всеобщей связи и развития. Новизна исследования заключается в том, что с момента появления в нашей стране нового государственного правозащитного механизма – института уполномоченных по правам человека на протяжении уже почти двадцати лет в Государственную Думу Российской Федерации неоднократно вносились различные проекты федерального закона «Об основах деятельности уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации». Необходимость принятия такого закона диктовалась неурегулированностью отношений федерального и региональных государственных правозащитников, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и региональных уполномоченных, а также недостаточными гарантиями независимости региональных уполномоченных в некоторых субъектах РФ. Однако все это время правовой основой деятельности региональных омбудсменов являлись исключительно региональные законы. В настоящее время проблема решена в связи с принятием Федерального закона от 6 апреля 2015 г. № 76-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования деятельности уполномоченных по правам человека». Особым вкладом автора в исследование темы является практическое участие в подготовке проекта данного закона в составе рабочей группы при Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации.
Abstract: The object of this research is the institution of commissioners for human rights on the Russian Federation, including the regional commissioners for human rights. The subject of this research is the legal regulation of the work of regional commissioners for human rights. A special attention is given to the analysis of regulation of the work of regional state human rights activists by the federal legislation of Russia. The article examines the latest innovations of the federal legislation in the area of regulation the work of regional commissioners for human rights. The scientific novelty of this research consists in the fact that since the emergence of the new state mechanism for human rights in the Russian Federation – the human rights institution – over the period of almost twenty years State Duma adopted several amendments to the federal law “On the Principles of the Activity of Commissioners for Human Rights in Constituents of the Russian Federation”. The need for introduction of such law was justified by the lack of proper regulation in the relationship between federal and regional human rights activists, federal executive authorities, and regional commissioners, as well as the insufficient guarantees of the independence of regional commissioners in certain constituents of the Russian Federation. This whole time, only regional laws served as the legal basis of the activity of regional ombudsmen. Currently, the problem is solved due to adoption of the Federal Law of April 6, 2015 No.76-FZ “On Introducing Amendments to Certain Legislative Acts of the Russian Federation for Improvement of Activities of Commissioners for Human Rights”. The author’s contribution into this research consists in his participation in the course of development of this legislative law as a part of a team under the Commissioner for Human Rights of the Russian Federation.
Волков Н.А. —
Правовое регулирование деятельности региональных уполномоченных по правам человека в Федеральном законодательстве России
// Law and Politics. – 2015. – № 10.
– С. 1362 - 1367.
DOI: 10.7256/2454-0706.2015.10.42833
Читать статью
Аннотация: Объектом исследования является институт уполномоченных по правам человека в Российской Федерации, в частности, региональных уполномоченных по правам человека. Предмет исследования – правовое регулирование деятельности региональных уполномоченных по правам человека. Особое внимание уделяется автором анализу регулирования деятельности региональных государственных правозащитников федеральным законодательством России. Рассматриваются последние нововведения федерального законодательства в сфере регулирования деятельности региональных уполномоченных по правам человека. Проводиться анализ нового законодательства по вопросам регулирования деятельности региональных уполномоченных по правам человека. Методология исследования основывается на диалектических принципах системного подхода к анализу явлений и процессов, а также всеобщей связи и развития. Новизна исследования заключается в том, что с момента появления в нашей стране нового государственного правозащитного механизма – института уполномоченных по правам человека на протяжении уже почти двадцати лет в Государственную Думу Российской Федерации неоднократно вносились различные проекты федерального закона «Об основах деятельности уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации». Необходимость принятия такого закона диктовалась неурегулированностью отношений федерального и региональных государственных правозащитников, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и региональных уполномоченных, а также недостаточными гарантиями независимости региональных уполномоченных в некоторых субъектах РФ. Однако все это время правовой основой деятельности региональных омбудсменов являлись исключительно региональные законы. В настоящее время проблема решена в связи с принятием Федерального закона от 6 апреля 2015 г. № 76-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования деятельности уполномоченных по правам человека». Особым вкладом автора в исследование темы является практическое участие в подготовке проекта данного закона в составе рабочей группы при Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации.
Abstract: The object of this research is the institution of commissioners for human rights on the Russian Federation, including the regional commissioners for human rights. The subject of this research is the legal regulation of the work of regional commissioners for human rights. A special attention is given to the analysis of regulation of the work of regional state human rights activists by the federal legislation of Russia. The article examines the latest innovations of the federal legislation in the area of regulation the work of regional commissioners for human rights. The scientific novelty of this research consists in the fact that since the emergence of the new state mechanism for human rights in the Russian Federation – the human rights institution – over the period of almost twenty years State Duma adopted several amendments to the federal law “On the Principles of the Activity of Commissioners for Human Rights in Constituents of the Russian Federation”. The need for introduction of such law was justified by the lack of proper regulation in the relationship between federal and regional human rights activists, federal executive authorities, and regional commissioners, as well as the insufficient guarantees of the independence of regional commissioners in certain constituents of the Russian Federation. This whole time, only regional laws served as the legal basis of the activity of regional ombudsmen. Currently, the problem is solved due to adoption of the Federal Law of April 6, 2015 No.76-FZ “On Introducing Amendments to Certain Legislative Acts of the Russian Federation for Improvement of Activities of Commissioners for Human Rights”. The author’s contribution into this research consists in his participation in the course of development of this legislative law as a part of a team under the Commissioner for Human Rights of the Russian Federation.
Волков Н.А. —
Становление и развитие конституционного законодательства об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации
// Политика и Общество. – 2015. – № 9.
– С. 1168 - 1175.
DOI: 10.7256/2454-0684.2015.9.16408
Читать статью
Аннотация: Предметом исследования является Федеральный конституционный закон «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации». Объектом исследования является конституционное законодательство России. Автор подробно рассматривает все изменения, внесенные в Федеральный конституционный закон «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» с момента его принятия в 1997 году по настоящее время. Особое внимание уделяется последним изменениям, внесенным в закон Государственной Думой Федерального Собрания РФ по предложению Президента Российской Федерации в 2015 году. Основным методом исследования является сравнительно-правовой анализ законов, вносящих изменения и совершенствующих законодательство о новом для нашей страны конституционном государственном органе – Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации. Новизна исследования заключается в рассмотрении и анализе новых теоретических положений, внесенных в Федеральный конституционный закон о российском федеральном омбудсмене Президентом страны в январе, Государственной Думой в феврале и марте, Советом Федерации в апреле текущего года. Особым вкладом автора в исследование темы является как теоретическое изучение проблемы необходимости совершенствования федерального законодательства об уполномоченных по правам человека, так и практическое участие в становлении института уполномоченных по правам человека в России в качестве регионального уполномоченного в субъекте РФ на протяжении пятнадцати лет – с 2001г. по настоящее время.
Основным выводом проведенного исследования является утверждение о том, что значительное количество изменений, внесенных в конституционное законодательство России об уполномоченных по правам человека свидетельствует о постоянном внимании государства и его парламента к сфере соблюдения и защиты прав человека, о постоянном развитии и совершенствовании конституционного законодательства России о правах и свободах ее граждан.
Abstract: The subject of the study is the Federal Constitutional Law «On the Commissioner for Human Rights in the Russian Federation». The object of the study is the constitutional legislation of Russia. The author examines in detail the changes made to the Federal Constitutional Law «On the Commissioner for Human Rights in the Russian Federation» since its adoption in 1997 until the present time. Particular attention is paid to the last amendments made to the law by the State Duma of the Federal Assembly of the Russian Federation proposed by the President of the Russian Federation in 2015. The main research method is a comparative legal analysis of the laws that amend and improve the legislation regarding the new constitutional state body — the Commissioner for Human Rights in the Russian Federation. The novelty of the study lies in the fact that the author reviews and analyses the new theoretical propositions added to the Federal Constitutional Law on the Russian Federal Ombudsman by the President in January, by the State Duma in February and March, and by the Federation Council in April of this year. A special contribution of the author to the research is not only the theoretical study of the problem of the need to improve the federal legislation on ombudsmen, but also the practical participation in the formation of the Institute of Commissioners for Human Rights in Russia as a regional commissioner in a federal subject of the Russian Federation for fifteen years — since 2001 until now. The main conclusion of the study is the assertion that a significant number of changes to the constitutional legislation of Russia on Commissioners for Human Rights indicates the constant attention of the state and the parliament in the sphere of observance and protection of human rights, as well as the continuing development and improvement of the constitutional legislation of Russia regarding the rights and freedoms of its citizens.