Статья 'Система британского высшего образования XX столетия' - журнал 'NB: Административное право и практика администрирования' - NotaBene.ru
по
Journal Menu
> Issues > Rubrics > About journal > Authors > About the Journal > Requirements for publication > Editorial collegium > Editorial board > Peer-review process > Policy of publication. Aims & Scope. > Article retraction > Ethics > Online First Pre-Publication > Copyright & Licensing Policy > Digital archiving policy > Open Access Policy > Article Processing Charge > Article Identification Policy > Plagiarism check policy
Journals in science databases
About the Journal

MAIN PAGE > Back to contents
NB: Administrative Law and Administration Practice
Reference:

System of the British higher education in the XX century.

Kananykina Elena Sergeevna

PhD in Law

Head of the Legal Department at State Duma of Nyagan for Khanty–Mansi Autonomous Okrug - Yugra

628181, Russia, g. Nyagan', ul. 4 Mkr, 24

ekanoni@yandex.ru
Other publications by this author
 

 

DOI:

10.7256/2306-9945.2013.4.685

Received:

17-03-2013


Published:

1-4-2013


Abstract: The education system of Britain differs from other European models, including the Russian system. In comparison with the British system, the German system of professional education may be characterized by a presence of well-interrelated programs developed in accordance with the specific state programs One of the consequences of such an approach is a more limited personal choice in education in comparison with the British system, while it achieves some results.  Additionally, the number of courses is comparatively limited, and a process of studies is less flexible in respect of taking into account the abilities of the students. From the middle of 1980s the process of professional education in Britain was changed considerably due to its weakness and the need to react to the changes in economics and employment.  In particular, the national system of professional qualification was introduced based mostly upon the level of competence in some specific work, rather than having certain knowledge. It allowed to single out 600 professions out of supposed 900. The new rules on loans were passed, allowing the government to stimulate small-scale forms, education of staff and daytime or evening courses for some persons in accordance with the work loans system. Additionally, over 80 councils on education and enterprise councils were formed in England and Wales.  Currently there is a wide range of possibilities for advanced training and higher education both for the organizations and to persons. Both companies and persons are provided for more opportunities to choose form, both in formal education and in the workplace training.


Keywords:

professional education, higher education, education system, the Great Britain, the British Universities

This article written in Russian. You can find original text of the article here .

Создание Департамента народного просвещения, ответственного перед Парламентом стало возможным в результате вступления в силу Закона Королевы Виктории 1856 г., а также на основании Акта Короны (ordonance), который в отличие от статута имел срочный характер и мог быть отменен королем, но не Короной. Акт Короны (указ) не записывается в списки статутов; он излагается в виде патента или Хартии [2]. Введение в силу достаточно общего Закона «О высшем (послевузовском) образовании», не изменило акценты в управлении системой высшего обучения. Здесь по–прежнему большую роль иг­рают текущие решения правительства в лице Департамента образования и Государственного совета по финансиро­ванию высшего образования.

Высший государственный орган управления обра­зования – Департамент образования и науки, является основным органом финансирования деятельности уни­верситетов и иных высших учебных заведений. Он не осуществляет непосредственного руководства университетами, однако в силу своих функ­ций по их финансированию, за последнее время его влия­ние на развитие университетского сектора высшего обра­зования значительно возросло. Финан­совые ресурсы, выделенные Правительством, распределяются между высшими учебными заведениями Советом по финансированию.

Департамент образования работает в тесном контакте с Королев­ской инспекцией, непосредственно осуществляющей контроль за деятельностью университетов и учеб­ных заведений системы дальнейшего образования, вклю­чая политехнические колледжи. Инспекторы Королевской инспекции по своему статусу не являются государствен­ными служащими, поскольку их деятельность независима от Департамента образования и науки.

Органом, координирующим деятельность британских университетов, является Комитет вице–канцлеров и рек­торов университетов, ведающий вопросами:

1. представления всех университетов стра­ны,

2. выработки стратегии и тактики взаимоотношений университетов с правительственными учреждениями,

3. уведомления правительственных органов, общест­венности и других заинтересованных организаций о мнении представителей университетов относительно проводимой политики в области образования.

Комитет не получает финансо­вой поддержки от государства и существует в основном на средства, выделяемые университетами.

Британские университеты являются автономными ин­ститутами, создаваемыми в соответствии с королевской хартией или парламентским актом. При этом каждый из них имеет собственную структуру управления. Здесь не существует, как в большинстве стран Европы, нацио­нального закона об университетах, придающего всем ин­ститутам единую структуру. Тем не менее, большинство университетов выбрали очень схожую схему управления. Исключение составляют лишь университеты Лондона и Уэльса, обладающие собственной сис­темой управления по принципу федерации, а также Кембридж и Оксфорд, работающие по принципу самоуправления. В большинстве университетов Великобритании управ­ление возложено на общественный совет (в Шотландии на суд), члены которого в основном не являются членами университета.

Внешняя экспертиза вуза осуществляется Государственным Советом по финансированию высшего образования, который формально не подчиняется министерству образования.Его эксперты не реже одного раза в пять лет посещают вузы и путем опросов студентов и преподавателей по формализованной методике, а также проверки конкретныx результатов учебной и научной работы выносят свои рекомендации. Формой внешней экспертизы являются также экспертные советы работодателей.

Государственные стандарты в области образования, утвержденные на правительственном уровне, в Англии не существуют. Содержание образования определяется потребностями работодателей. Вузы сами принимают решения о содержании образования и несут за него ответственность. Содержание одной дисциплины может отличаться в различных вузах. Однако существует общая система внешней рейтинговой оценки качества преподавания основных предметов по вузам Великобритании.

Одной из важнейших сторон оценки качества вуза является получение им аккредитации со стороны профессионального сообщества или ассоциации по направлениям подготовки специалистов. Получение аккредитации вузом является обязательным условием при трудоустройстве его выпускников.

Все университеты Великобритании разделены на три груп­пы. Первая – «Оксбридж» – включает старейшие в стра­не Оксфордский (XI в.) и Кебриджский (XIII в.) универси­теты. Ко второй группе причисляют несколько десятков более молодых университетов, основанных в XIV–XIX вв., их называют «краснокирпичными». К третьей группе относят политехнические институты, реорганизованные в 1991–1992 гг. так называемые, «стеклянные» университеты [1]. Имя университета является гарантией продвиже­ния выпускников по должностной лестнице.

В вузах страны доминирует дуальная система, сочета­ющая исполнительские и законотворческие управленчес­кие подразделения. Основными органами коллективного управления являются Сенат, Попечительский и Административный Советы.

Высшим академическим органом управления является Сенат, со­стоящий из профессорско–преподавательского состава и небольшого числа студентов. Часть мест в Сенате, законодатель­ном органе, занимают по должности руководители вуза, а часть избирается из штата его подразделений. Сенат отвечает за все воп­росы, связанные с приемом, программой обучения, экза­менами, исследованиями, развитием университета и усло­виями жизни студентов, а также с подбором и продвижени­ем преподавателей по службе. Такая двухступенчатая струк­тура управления, характерная для Великобритании и всего Британского Содружества, гарантирует, что академичес­кая политика определяется наиболее квалифицирован­ными людьми – профессорами и другими преподавате­лями, в то время как, чисто финансовые вопросы решаю­тся с привлечением широкого круга представителей.

Во главе университета обычно стоит канцлер, избираемый по персональным качествам и опыту работы. Его обязанности чаще всего являются чисто церемони­альными – председательствовать на собрании профес­соров или же на очередном заседании совета. В то же время он может оказаться неоценимым для университе­та своими советами и влиянием в высших сферах англий­ского общества, поскольку в ведущих британских универ­ситетах Канцлерами являются обычно члены королевс­кой фамилии.

Исполнительную власть университета представляют вице–канцлер или ректор. В отличие от многих других европейских университетов он назначается, а не выбира­ется, и работает на этом посту не три или пять лет, а пожизненно, до своего ухода на пенсию. Вице–канцлер назначается Советом обычно по реко­мендации объединенного Комитета Совета и Сената, воз­главляемого председателем Совета. Как правило, но не обязательно, вице–канцлером становится один из веду­щих профессоров из другого университета. Он является главным академическим и ад­министративным лицом университета, отвечающим пе­ред Советом за сохранение и повышение престижа и эф­фективности вуза. Хотя, формально вице–канцлер обла­дает небольшой властью, так как решения, определяю­щие долгосрочную политику университета, принимаются коллегиально Сенатом или Советом, но как Председатель Сената и, как правило, его планового Комитета он играет решающую роль в определении академической програм­мы университета. Кроме того, в качестве председателя Комиссии по отбору профессоров и других преподавате­лей вице–канцлер имеет решающий голос в подборе кадров. Таким образом, предоставленные вице–канцлеру полномочия предлагают большие возможности для эффективного управ­ления университетом.

Административный совет состоит из руководителей общевузовских служб (про­ректоров). Проректоры университета являются старшими члена­ми академического штата и выполняют обязанности по организации учебного процесса в течение ограниченного промежутка времени (три, четы­ре, пять лет). При этом они продолжают свою исследова­тельскую работу, а также часто и преподавательскую, а после завершения своих административных функций воз­вращаются к полной академической нагрузке.

При сенате создается ряд комиссий и комитетов, возглавляемых проректорами (вице–канцлерами). Их деятельность опирается на специальные департаменты (отделы) управления качеством, учебных ресурсов (библиотека и компьютерные сети), подбора кадров, финансовых вопро­сов (текущий бухгалтерский учет, контроль хода выполне­ния планового бюджета подразделениями, учет платежей студентами, оплата труда и счетов), университетского сер­виса, международной деятельности. Важную роль играют департаменты по планированию и стратегии развития, также департамент по стандартам и качеству. Последние контролирует основные курсы и программы, следит за соблюдением кодексов деятельности, за посещением студентами занятий, за квалификацией преподавателей, оценкой их деятельности. Департаменты выполняют весь объем работы по взаимодействию с внешними организациями и государственными органами. Особое подразделение помогает студентам сформировать индивидуальный план обучения на очередной семестр, консультирует их по возникающим проблемам, помогает в поиске места работы завершающем семестре обучения.

Профсоюзные и иные общественные организации сотрудников в вузах отсутствуют, но существует Студенческий совет, функционирующий на инициативных началах, но деятельность которого поддерживается ректоратом. Его роль – поддержка студентов, консультирование их по вопросам учебы и проживания, организация спортивных и культур­ных студенческих мероприятий.

Деканы факультетов, имеют административный статус, близкий к про–вице–канцлеру. Декан избирается на 2–3 года. Учебной нагрузки декан, как правило, не имеет и руководит учебной и исследовательской деятельности факультета, разрабатывает план деятельности факультета (как составную часть вузовского общего плана), согласует направления развития факультета с руководством вуза, отстаивает плановый бюджет факультета, контролирует учебный процесс, содействует привлечению дополнительных финансовых средств и становлению новых курсов, взаимодействует с предприятиями – потребителями вы­пускников. У декана могут быть два–три помощника, которые имеют минимальную учебную нагрузку и координи­руют одну из областей учебной деятельности факультета. Внутри факультета выделяются руководители направле­ний – опытные преподаватели, координирующие два–три взаимосвязанных учебных курса.

Преподавательские должности представляют асси­стенты, лекторы, старшие лекторы. В состав факультета входят также научные работники и обеспечивающий пер­сонал. Подбор новых преподавателей осуществляет специ­альный Комитет по заявкам деканов, используя для этого систему объявлений. Преподаватели занимаются только процессом обучения (лекции, семинарские занятия, курсо­вые работы, подготовка раздаточного материала, проверка студенческих работ). Участие в конференциях, публика­ция статей и учебников является инициативной деятель­ностью и в рамках факультета не регламентируется и не учитывается. Более того, она допускается только при вы­полнении в полном объеме преподавателем своей учебной деятельности. Однако дополнительная деятельность пре­подавателя важна при переходе в более престижный уни­верситет или при повышении в должности.

Содержание преподаваемого материала в значительной степени определяется лектором. Прямого индивидуально­го контроля со стороны декана или руководителя направ­лений за конкретным преподавателем практически нет. Контроль работы преподавателей осуществляется кос­венным путем через мнение студентов и коллег, а также через достигаемые результаты и планируемые преподава­телем мероприятия (по обновлению преподаваемого мате­риала, разработке новых курсов, анализу результатов сво­ей деятельности). Широко практикуется взаимодействие преподавателей одного уровня с целью выявления и ис­правления недостатков в преподавании.

Британские университеты имеют достаточно высокую степень автономии, решая самостоятельно вопросы подбора преподавательских кадров, отбора и приема студентов; определения содержания и методов обучения, программ исследовательских работ; распределения финансовых средств между программами по обуче­нию и исследованиями. В то же время университеты строго ограничены в сво­ем развитии, например, в размерах финансирования. Как правило, вузы и их руководители понимают, что их собственные планы должны укладываться в рамки национальных потребнос­тей и возможностей правительственных структур [3].

Базовым документом управления вузом является Стратегический план, разрабатываемый на пять лет и уточ­няемый в ежегодно составляемых двухлетних текущих планах. В плане конкретизируются цели, кадровая страте­гия, развитие информационных ресурсов, финансовая стра­тегия подразделений (плановые бюджеты), стратегия поддержки студентов, контроль качества. Специальный помощник ректора отвечает за подготовку Стратегического плана, контроль хода его выполнения, поддержку взаимодействияфакультетов и департаментов, согласование целей вуза и отдельных подразделений, стимулирование взаимодействия преподавателей и студентов.

Обсуждаются задачи факультета и достигаемые результаты на ежеквартальных совещаниях декана с преподавателями, совещаниях ректора проректорами и деканами, заседаниях попечительского совета, сената и административного совета. Анализу ре­зультатов деятельности в вузе уделяется значительное вни­мание. Это касается областей привлекаемых финансов, вы­полнения Стратегического плана, привлечения студентов, работы и трудоустройства выпускников, оценок деятельно­сти групп сотрудников, уровня успеваемости студентов.

Внутривузовскую деятельность регламентирует большое число нормативных документов: положений о сдаче экзаменов, об обучении в течение семестра, отчетности, правил посещения занятий, o наборе баллов (кредитов), контроле качества обучения и др.

Финансированием деятельности вузов занимается Совет по финансированию высшей школы, подчиняющийся правительству страны. Этот же совет осуществляет оценку качества подготовки специалистов. При этом учитываются: трудоустройство выпускников, отзывы о качестве подготовки спе­циалистов со стороны работодателей, результаты научной деятельности, организация и условия проведения учебного процесса, организация и результаты промежуточной аттестации, социальные условия проживания преподава­телей и студентов, экономическое состояние вузов, каче­ство административного управления вузом. Из государственного бюджета расходы вузовпокрыва­ются на 80 процентов, при этом размер субсидии зависит от того, в какой степени университет следует рекомендациям государ­ственных органов, в частности, Департамента образования и науки.

Другим источником финансирования являются исследовательские советы, которые финансируют обучение и исследования, проводимые студентами и преподавателя­ми. Поощряются исследования, совместные с предприяти­ями, и гранты из различных фондов, приносящие универ­ситету доход. Плановый и отчетный бюджеты вуза состав­ляются на каждый месяц с детализацией по факультетам и административным департаментам. Определяющая доля бюджета – это оплата труда (около 50 процентов), 10–15 процентов состав­ляет оплата коммунальных услуг. Соотношение расходов факультетов и прочих обеспечивающих структур вуза при­мерно половину бюджета.

Как правило, профессора классических университетов получают дополнительный заработок к базовой заработной плате из различных научных фондов, а профессора техни­ческих университетов – от выполняемых прикладных работ с промышленностью.

Первоначально, с целью создания конкуренции между высшими учебными заведениями была введена плата за получение образования по системе «деньги следуют за студентом». Размер платы заобучение значительно возрастает в условияхпользо­вания лабораториями, библиотеками (каждая выдаваемая книга имеет временной лимит, превышение которого нака­зывается значительным штрафом), проживания в общежи­тиях. Размножение материалов, печать информации с ком­пьютера допускаются в пределах небольших выделяемых студенту лимитов, превышение их требует дополнительной оплаты. Доля платы за обучение составляет около 20 процентов бюджета вуза. Размер индивидуальной платы за обучение для граждан Великобритании регламентируется правитель­ством.

С 1998 г., в связи с возрастающей нехваткой средств в секторе высшего образования была введена плата в размере 1000 фунтов стерлингов за год обучения независимо от типа и направления образовательной программы. Иностранные граждане при этом (для среднего вуза Вели­кобритании) платят 5–6 тыс. фунтов, чем и объясняется активная работа вузов по привлечению иностранных граж­дан. Вузы страны активно ориентированы на привлече­ние к обучению граждан Южной Африки, Австралии, Ин­дии, Китая, Греции, стран Азии. Государственные фонды, поддерживая эту деятельность, выделяют средства под про­граммы развития международной кооперации вузов.

В 1990 г. в Великобритании введены финансовые кре­диты студентам–гражданам Европейского союза на полу­чение высшего образования. Одновременно были ликвиди­рованы некоторые государственные льготы для студентов (в частности, льготы при оплате проезда на транспорте). Кредит предоставляется муниципальными государственны­ми органами, которые проверяют знания студента, оценивая возможности его обучения, и запрашивают кредит в специальных фондах. Эти же органы контролируют целевое использование кредита. Выдается кредит частями (обыч­но 500 фунтов в месяц) и регламентируется общей суммой стоимости обучения в вузе. Возврат кредита возможен не ранее девяти месяцев после окончания вуза, равными долями ежемесячно с учетом инфляции, но без выплаты банковских процентов. Обязательным условием для воз­врата кредита считается достижение минимального уров­ня заработной платы, что позволяет начинать возврат кре­дита через несколько лет после окончания вуза. Однако наличие образовательного кредита является блокирующим условием для получения последующего банковского кредита, поэтому работающие граждане стремятся ликвидировать образовательный кредит как можно скорее.

Поступление в вуз осуществляется на основании заяв­ления студента и анализа оценок знаний по окончании школы. Каждый вуз, с учетом сложившегося национального рейтинга, определяет минимально допус­тимый уровень интегральной оценки для лиц, поступающих на первый курс.

Интенсивность образовательного процесса достаточно невысокая. Объем изучаемых студентом дисциплин составляет четыре в семестр. Каждая дисциплина включает два лекционных занятия в неделю, продолжительность одной лекции 45 минут, одно семинарское занятие и одну–две курсовые индивидуальные работы. Продолжительность семестра 15 недель. Перед началом курса каждый студент получает краткий конспект лекций и рекомендации по использова­нию учебников. В процессе обучения преподаватель выда­ет дополнительные материалы в виде собственных разра­боток, копий статей или копий отдельных материалов из монографий. Индивидуальные студенческие задания жест­ко лимитируются сроком выполнения и минимально до­пустимым объемом. Более позднее выполнение и представ­ление работы является основанием для существенного снижения оценки. Экзамен по окончании семестра сдается по каждому предмету только письменно.

Лекционные курсы являются общевузовскими, на которые могут записываться студенты всех факультетов, для которых он может быть обязательным, одним из рекомендуемых или свободно выбираемым), а семинарские занятая организуются для групп (10–50 чел.) студентов внутри факультетов. Лимитируется количество студентов в лекционном потоке и в группе для семинарских занятий толь­ко размером предоставляемых аудиторий. Формируются лекционные потоки до начала семестра в жестко заданный интервал времени при формировании студентами своих планов обучения, а группы для семинарских занятий составляются по специальностям обучения. Посещаемость занятий и активность работы студента в аудитории учитываются при его итоговой аттестации, хотя в явном виде не контролируются [5].

На последнем семестре параллельно с обучением студент готовит выпускную работу, которая проверяется группой экспертов, включающей работников вуза и представителей работодателей. Структура и минимально допустимый объем выпускной работы регламентируются нормативными внутривузовскими документами. Публичные защиты выпускных работ вузами не практикуются. Материал для выпускной работы собирается студентом в конкретных фирмах и литературе. Учебная практика в ходе обучения обычно отсутствует, но многие студенты стремятся найти работу с неполной занятостью на период каникул или на свободные от учебы дни.

При трудоустройстве выпускников вузов значительную роль играет опыт работы, который как определяющий фак­тор более важен, чем успеваемость в вузе. Следствием этого являются специфические ориентации студентов. Во–первых, одной из задач студентов после окончания вуза оказывается поиск первого места работы, где набирается один–два года стажа, после чего появляется возможность поступить на работу в престижную компанию. Во–вторых, во время обу­чения небольшая доля студентов имеет высшие оценки, не считая их главным условием для последующих успехов. В третьих, студенты стремятся после школы получить в вузе только первый уровень образования и начать трудовую де­ятельность, так как последующее обучение после двух–трех лет работы частично может оплачивать фирма, а профессиональный рост в последующем гарантирован [4].

References
1.
2.
3.
4.
5.
Link to this article

You can simply select and copy link from below text field.


Other our sites:
Official Website of NOTA BENE / Aurora Group s.r.o.