Статья 'Порядок уведомления депутатом представительного органа муниципального образования о конфликте интересов ' - журнал 'NB: Административное право и практика администрирования' - NotaBene.ru
по
Journal Menu
> Issues > Rubrics > About journal > Authors > About the Journal > Requirements for publication > Editorial collegium > Editorial board > Peer-review process > Policy of publication. Aims & Scope. > Article retraction > Ethics > Online First Pre-Publication > Copyright & Licensing Policy > Digital archiving policy > Open Access Policy > Article Processing Charge > Article Identification Policy > Plagiarism check policy
Journals in science databases
About the Journal

MAIN PAGE > Back to contents
NB: Administrative Law and Administration Practice
Reference:

The Procedure Used by the Deputy of the Municipality Representative Body about the Conflict of Interest

Ron'zhina Ol'ga Viktorovna

PhD in Law

Associate Professor of the Department of the Constitutional, Administrative and Municipal Law at Siberian Federal University

660069, Russia, Krasnoyarskii krai, g. Krasnoyarsk, ul. Maerchaka, 6, of. 307-a

RonzhinaKarimova@mail.ru
Other publications by this author
 

 

DOI:

10.7256/2306-9945.2018.3.27376

Received:

11-09-2018


Published:

08-10-2018


Abstract: When implementing a new legislative institution of conflict of interest in the activities of a deputy of a representative body of a municipality, problems arose due to the lack of formal certainty in the Russian legal system in the procedure for a deputy to notify him of a personal interest that may affect his exercise of authority. The peculiarities of the status of a deputy, the specificity of the law-making activity being carried out cause the emergence of differences between the institution for settling the conflict of interests of a representative of a representative body, including in terms of the procedure from such an institution in the state (municipal) service. The subject of the research is the regulatory legal acts regulating the procedure for the deputies to perform the representative body of the municipality to notify about the occurrence of a conflict of interest. Emphasis is placed on the analysis of possible options for notification procedures, determined by the differentiation of parliamentary activities. The factors subject to consideration when determining the subject of notification and resolution of a conflict of interest of a deputy are subject to investigation. The dialectic method of cognition was used as well as the system-structural, formal-logical and other methods of scientific knowledge. The study made it possible to conclude that the absence at the federal level of legal regulation of the general provisions of the procedure for notifying a representative of a municipal body of a personal interest at a federal level reduces the effectiveness of anti-corruption activities, and also creates legal risks of political extra-legal influence on a deputy carrying out representation interests of their voters. Therefore, it is proposed to empower the regional legislator to determine the basic principles in accordance with which the procedure for notification of a conflict of interest by a deputy of a representative body of a municipality should be established in municipal legal acts.  


Keywords:

corruption, prevention of corruption, deputy of the representative body, municipality, local self-government, conflict of interest, procedure of informing, struggle against corruption, legal responsibility, public administration

This article written in Russian. You can find original text of the article here .

Введение

Российское законодательство изобилует пробелами в части решения вопросов, связанных с конфликтом интересов в деятельности депутатов представительных органов муниципального образования. Должностное лицо (орган), подлежащее уведомлению депутатом, сроки, форма, а также процедура и результаты рассмотрения уведомления не регламентированы федеральным законодательством. Правоприменительная практика как на муниципальном, как впрочем, и региональном уровне уже начала складываться, и причем, далеко не единообразная. В научной литературе отмечают, что в отношении депутатов всех уровней институт конфликта интересов только начал формироваться [12, с. 88]. Справедливо также указывается, что в парламентской деятельности конфликт интересов и порядок его урегулирования имеет свои особенности, и потому необходимо в правовом регулировании учитывать такие особенности [13, с. 317]. Существуют нерешенные проблемы в правовом регулировании порядка уведомления о конфликте интересов и главы муниципального образования [11, с. 14], но конфликт интересов депутатов представительных органов имеет свои существенные особенности, обусловленные правовой природой представительной власти.

Залогом успешного результата в борьбе с коррупцией является наличие системного правового регулирования, в том числе в части порядка исполнения депутатом обязанности по уведомлению о возникшем у него конфликте интересов, а также субъекта, который уполномочен участвовать в урегулировании такого конфликта интересов.

Остается открытым вопрос о последствиях неуведомления депутатом о возникшем конфликте интересов в случае отсутствия порядка, установленного на муниципальном уровне, отсутствия конкретизированного субъекта, уполномоченного на рассмотрение уведомления о конфликте интересов.

Результаты исследования

Согласно ч. 7.1. ст. 40 Федерального закона от 6 окт. 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [2] депутат представительного органа муниципального образования должен соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 дек. 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» [2]. Несоблюдение ограничений, запретов, неисполнения указанных обязанностей влечет досрочное прекращение его полномочий. Часть 4.1. ст. 12.1 Федерального закона от 25 дек. 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» [2] возлагает, в том числе на депутатов представительных органов муниципальных образований обязанность сообщать в порядке, установленном нормативными правовыми актами РФ, о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, а также принимать меры по предотвращению или урегулированию такого конфликта.

Системное толкование приведенного выше нормативного предписания во взаимосвязи с положениями п. 3 ст. 1 Федерального закона от 25 дек. 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» [2] позволяет сделать вывод, что порядок сообщения депутатом о конфликте интересов должен быть установлен, в том числе муниципальными правовыми актами.

К настоящему времени только в незначительной части муниципалитетов приняты правовые акты, определяющие основания и порядок сообщения депутатами представительного органа муниципального образования о конфликте интересов. В отсутствие базового правового регулирования данного вопроса на федеральном уровне в муниципалитетах варьируется и субъект, которому депутатом направляется уведомление, различается и объем мер, подлежащий принятию в целях урегулирования конфликта интересов.

Так, в Положении о порядке сообщения депутатами Егорьевского районного Совета депутатов Алтайского края о возникновении личной заинтересованности при осуществлении полномочий депутата, которая приводит или может привести к конфликту интересов предусматривается, что депутат обязан сообщить о возникновении у него личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, главе Егорьевского района Алтайского края [8].

В соответствии с п. 6.3.1 «Положения о Комиссии по соблюдению требований законодательства о противодействии коррупции и урегулированию конфликта интересов в Ачинском районном совете депутатов» депутат при наличии оснований, предусмотренных Федеральным законом от 25 дек. 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», направляет в Комиссию по соблюдению требований законодательства о противодействии коррупции и урегулированию конфликта интересов в Ачинском районном Совете депутатов письменное уведомление о возникновении у него личной заинтересованности при осуществлении своих полномочий, которая приводит или может привести к конфликту интересов [7].

Исходя из п. 12 ст. 6 Регламента Назаровского городского Совета депутатов субъектом уведомления является Назаровский городской Совет депутатов. При этом обязанность организовать проверку информации, содержащейся в направленном уведомлении, а также принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов возложена на Председателя Назаровского городского Совета депутатов [9].

Устав Шарыповского района Красноярского края от 08.12.1996 (ред. от 29.03.2018) называет два субъекта уведомления. В случае возникновения личной заинтересованности при осуществлении полномочий депутата, которая приводит или может привести к конфликту интересов, депутат обязан не позднее рабочего дня, следующего за днем, когда ему стало известно о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, письменно уведомить об этом районный Совет депутатов. В случае если при рассмотрении вопроса на комиссии, сессии районного Совета депутатов у депутата возникает конфликт интересов, он обязан уведомить об этом председательствующего на заседании (п. 8 ст. 28). Указанное уведомление депутата рассматривается Комиссией по контролю за соблюдением депутатами Шарыповского районного Совета депутатов, главой Шарыповского района ограничений, запретов и обязанностей, установленных федеральными законами, образуемой постановлением председателя районного Совета депутатов [10]. В Уставе Шарыповского района, однако, нет формальной определенности в том, подлежат ли рассмотрению в данной Комиссии оба таких уведомления либо только первое из них.

Отметим, что даже не все регионы внесли коррективы в свое законодательство в части, устанавливающей основания и порядок сообщения депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ о предполагаемом конфликте интересов. Но и в тех субъектах РФ, где такие нормы приняты (например, Ленинградская область, Краснодарский край) законодатель ограничивается, как правило, копированием положений, установленных на федеральном уровне в целях разрешения ситуации конфликта интересов с участием федеральных парламентариев.

В целях урегулирования конфликта интересов федеральных парламентариев приняты Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 21.06.2016 N 9313-6 ГД «О реализации отдельных положений статьи 6 Федерального закона «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ» и Постановление Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 10.02.2016 N 50-СФ «Об утверждении Положения о порядке сообщения членами Совета Федерации Федерального Собрания РФ о возникновении личной заинтересованности при осуществлении своих полномочий, которая приводит или может привести к конфликту интересов, и о внесении изменений в постановление Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 28 марта 2012 года N 63-СФ «О реализации отдельных положений Федерального закона «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ» и Регламента Совета Федерации Федерального Собрания РФ». При поступлении от заявления от депутата Государственной Думы или члена Совета соответствующая по контролю за достоверностью сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера принимает решение о наличии или отсутствии конфликта интересов.

Согласно ст. 1.5-2. Положения о комиссии Законодательного собрания Ленинградской области по контролю за достоверностью сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых депутатами Законодательного собрания Ленинградской области (утв. Постановлением Законодательного собрания Ленинградской области от 26.04.2012 N 370 (ред. от 22.02.2017) Комиссия в случае поступления от депутата уведомления о возникновении личной заинтересованности при осуществлении полномочий депутата, которая приводит или может привести к конфликту интересов, рассматривает поступившее уведомление. По результатам рассмотрения уведомления Комиссия принимает решение об отсутствии либо о наличии конфликта интересов депутата. Комиссией могут быть даны депутату рекомендации по предотвращению или урегулированию конфликта интересов [6].

В Красноярском крае полномочия по рассмотрению уведомлений депутатов Законодательного Собрания Красноярского края о возникновении личной заинтересованности при осуществлении своих полномочий, которая приводит или может привести к конфликту интересов возложены на Комиссию по контролю за достоверностью сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых депутатами Законодательного Собрания Красноярского края, соблюдением ими установленных ограничений и запретов (ст. 14.1 Уставного закона Красноярского края от 29.01.2009 N 8-2864 «О Законодательном Собрании Красноярского края» [5]). Юридическая сила принятого Комиссией решение не определена.

Очевидно, что порядок уведомления и урегулирования конфликта интересов, устанавливаемый для депутата, существенно отличается от такого порядка, предусмотренного законодателем для государственных или муниципальных служащих, поскольку депутат не связан служебными (трудовыми) отношениями. Условно работодателем для депутата можно назвать его избирателей, а выборы рассматривать как акт заключения договора представительства [14, с. 50]. Естественно, что организационные закономерности обуславливают замену избирателей в «поствыборных» отношениях (за исключением института отзыва) иным субъектом. Как видим, в институте конфликта интересов парламентария в качестве такого субъекта называют представительный корпус в целом, комиссию представительного органа, комиссию, состоящей из депутатов и иных лиц, председателя представительного органа, главу муниципального образования.

Особое значение приобретает вопрос о правомочности указанных субъектов разрешать вопрос о наличии или отсутствии конфликта интересов у депутата в связи с политизированным характером деятельности представительного органа, наличие в его составе фракций. Опасность влияния политического фактора при разрешении ситуации конфликта интереса парламентария требует тщательной оценки при определении субъекта, уполномоченного на урегулирование конфликта интересов, в том числе при установлении мер, которые должны быть предприняты.

Также следует учитывать, что как правило, во всех уже принятых правовых актах федеральных, региональных и муниципальных актах отсутствует указание на возможные способы урегулирования конфликта интересов парламентария, право обжалования таких решений, когда депутат не согласен с установленным комиссией или самим представительным органом фактом наличия у депутата конфликта интересов. Если такое решение носит обязательный характер, то это является дополнительным фактором, который должен быть принят во внимание при решении вопроса о субъекте, который наделяется правом рассматривать и оценивать наличие у депутата конфликта интересов.

С учетом особого статуса парламентария и его связи с избирателями представляется недопустимым указывать в качестве субъекта, имеющего право принимать решение по урегулированию конфликта интересов депутата, председателя представительного органа муниципального образования или, тем более, главу муниципального образования, являющегося главой местной администрации. Дискуссионным будет и возложение таких полномочий по разрешению вопроса о личной заинтересованности депутата при осуществлении своих полномочий, которая приводит или может привести к конфликту интересов, на комиссию представительного органа. Обсуждению подлежит и возможный состав таких комиссий.

Своеобразие правотворческой деятельности диктует, как представляется появление нескольких отличных процедур уведомления депутатом о наличии у него личной заинтересованности, которая влечет или может повлечь конфликт интересов. Помимо общего письменного порядка уведомления следует предусматривать и неотложные процедурные действия, которые должны быть совершены депутатом, в случае если обстоятельства личной заинтересованности выявились непосредственно в ходе заседания представительного органа, комиссии или комитета.

Открытой остается актуальная для правоприменительной практики проблема выполнения муниципальным депутатом обязанности уведомления о возникновении личной заинтересованности в случае отсутствия муниципального правового акта, устанавливающего порядок урегулирования конфликта интересов, а также наступления конституционной ответственности в виде досрочного прекращения полномочий в случае неисполнения депутатом такой обязанности.

Полагаем, что в такой ситуации применима по аналогии позиция, выраженная в Определении Верховного Суда РФ от 01.11.2017 № 64-КГ17-4 [15], относительно ответственности депутата за не предоставление сведений о доходах и расходах в отсутствие муниципального правового акта, устанавливающего сроки и формы представления сведений. Как указал Суд, поскольку нормативными правовыми актами, имеющими большую юридическую силу, и на муниципальном уровне такой порядок не был регламентирован, не определен был и орган (должностное лицо), уполномоченный на прием указанных сведений, относящихся, в том числе к информации ограниченного доступа, возможность исполнить обязанность появляется после вступления в законную силу муниципального правового акта, которым устанавливается соответствующий порядок. Из этого следует, что полномочия депутата представительного органа муниципального образования не могут быть прекращены досрочно в связи с неисполнением обязанности, предусмотренном законодательством о противодействии коррупции.

Представляется, что в обстоятельствах возникновения личной заинтересованности парламентария также может содержаться персональная информация. Следовательно, в отсутствие установленного нормативными правовыми актами, имеющими большую юридическую силу, и на муниципальном уровне порядка и органа (должностного лица), подлежащего уведомлению, депутат не может быть привлечен к ответственности в виде досрочного прекращения его полномочий.

Выводы

Учитывая результаты сравнительно-правового исследования и имеющуюся правоприменительную российскую практику, авторы приходят к выводу о наличии настоятельной потребности внесения изменений в правовые нормы, конфликта, в том числе в федеральное законодательство.

Во-первых, следует дополнить ч. 4.1. ст. 12.1 273-ФЗ указанием на то, что порядок уведомления о конфликте интересов депутатом представительного органа муниципального образования устанавливается представительным органом муниципального образования в соответствии с законом субъекта РФ, что позволит избежать ситуации отсутствия каких-либо вообще процедурных порядков для разрешения конфликта интересов в деятельности муниципальных депутатов.

Во-вторых, при определении субъекта, уполномоченного определить наличие в ситуации личной заинтересованности депутата, необходимо принимать во внимание, политизированный, конкурентный характер деятельности представительных органов, особый конституционно-правовой статус и связь с избирателями, чтобы исключить влияние политических факторов на решение данного вопроса. На наш взгляд, при выстраивании механизма урегулирования конфликта интересов парламентария недопустимо ориентироваться на порядок урегулирования конфликта интересов государственного (муниципального) служащего. Следовательно, правомочия по оценке личной заинтересованности, которая может повлиять на выполнение депутатом правотворческих и иных функций, не должны возлагаться на председателя представительного органа или главу муниципального образования.

В-третьих, институт конфликта интересов депутата представительного органа муниципального образования должен включать в себя дополнительный, так называемый неотложный порядок уведомления депутатом о возникновении у него конфликта интересов, в случае, если обстоятельства личной заинтересованности были выявлены им непосредственно в ходе заседания представительного органа, заседания комитета или комиссии.

References
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
Link to this article

You can simply select and copy link from below text field.


Other our sites:
Official Website of NOTA BENE / Aurora Group s.r.o.