Статья 'Основные этапы и формы взаимодействия населения с государственными органами по вопросам охраны общественного порядка' - журнал 'NB: Административное право и практика администрирования' - NotaBene.ru
по
Journal Menu
> Issues > Rubrics > About journal > Authors > About the Journal > Requirements for publication > Editorial collegium > Editorial board > Peer-review process > Policy of publication. Aims & Scope. > Article retraction > Ethics > Online First Pre-Publication > Copyright & Licensing Policy > Digital archiving policy > Open Access Policy > Article Processing Charge > Article Identification Policy > Plagiarism check policy
Journals in science databases
About the Journal

MAIN PAGE > Back to contents
NB: Administrative Law and Administration Practice
Reference:

The Main Stages and Forms of Interaction with Stage Authorities Regarding Public Order Enforcement

Shcherbakov Oleg Nodirovich

Lecturer at the Far Eastern Legal Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, Department of tactical-special, fire and physical training

690087, Russia, Primorskii krai, g. Vladivostok, ul. Kotel'nikova, 21

sherbakoff-1@mail.ru
Other publications by this author
 

 

DOI:

10.7256/2306-9945.2017.5.25571

Received:

27-02-2018


Published:

12-03-2018


Abstract: The subject of the research is the legal rules and regulations of the Soviet and post-Soviet periods on public order enforcement. The object of the research is the social relations that relate to the participation of population in the process of public order enforcement. The author of the article examines procedural and institutional issues of citizens invovelement into public order enforcement. In his article Scherbakov pays special attention to the administrative law status of citizens who participate in the process of public order enfrocement, in particular, their legal security, rights to apply enforcement measures and their interaction with law-enforcement organisations. The methodological basis of th research includes managerial rules, laws and regulations of state authorities regarding public order enforcement and crime prevention. When writing the article, the author has also used such methods as comparison, abstraction, analysis and synthesis, and ascention from the abstract to the concrete. The main conclusions of the research are the following: the institution of citizens' participation in public order enforcement had certain drawbacks such as: the principle of voluntariness was not observed when brigades were formed. The brigades mostly involved elderly people and teenagers. Special brigades were used for purposes other than public order enforcement and the quality of their work was raised by attracting more participants which was needless. Their preparation and training did not have the system nature. 


Keywords:

centralization of power, accountability to the public, police assistance, rural community courts, voluntary cooperating societies, voluntary people's squads, Institute of Public Educators, public security points, principle of voluntariness, law enforcement agencies

This article written in Russian. You can find original text of the article here .

1990-е годы двадцатого столетия ознаменовали собой кардинальные изменения, касающиеся аспекта участия общественности в охране общественного порядка. Краеугольным камнем стали принятые законодателем решения об упразднении на федеральном уровне ранее существовавших правовых форм участия граждан в обеспечении правопорядка [1].

В условиях сложившегося правового вакуума деятельность граждан по охране общественного порядка стала носить сугубо локальный и формальный характер, то есть была регламентирована и практически реализована лишь на уровне отдельных субъектов Российской Федерации и входящих в них муниципальных образований, не имела централизованного стержня, который был выработан в виде Федерального закона № 44-ФЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка» [2].

В числе общих положений сформулированы понятийный аппарат, выведены принципы участия граждан в охране общественного порядка, определены ограничения такого участия, закреплена роль органов государственной власти и органов местного самоуправления по обеспечению участия граждан в охране общественного порядка.

Кроме того, положениями исследуемого правового акта регламентированы формы участия граждан в охране общественного порядка, порядок создания и деятельности народных дружин, их правовая и социальная защищенность.

Судить о безупречной значимости указанного Закона в деле охраны правопорядка без учета правоприменительной практики и проблемных аспектов прошедшего времени не представляется возможным.

Особую ценность в создавшейся ситуации имеет накопившийся советский опыт участия населения в управлении делами государства, в том числе в охране правопорядка [3].

На первом этапе (1917-1928 гг.) мероприятия по всеобщему вооружению населения сменились резким курсом централизации власти. Созданы рабочая и железнодорожная милиция [4]; организованы мероприятия по допризывной военной подготовке молодежи; военно-комендантские железнодорожные курсы [5]; высшие юридические курсы для подготовки высшего персонала юстиции; областные юридические курсы для подготовки народных судей и следователей [6].

Милиция и уголовный розыск пошли по пути внутри ведомственной изолированности, бюрократизации и постепенного превращения в обособленные от внешнего воздействия учреждения. Взаимодействие с представителями общественности по вопросам охраны правопорядка отсутствовало либо имело случайный характер и ограничивалось сбором средств; отчетность милиции перед населением не носила системного характера [7].

В числе предпринятых мер по устранению выявленных недостатков предложена организация систематизированного контроля над работой милиции и уголовного розыска со стороны соответствующих секций исполнительных комитетов; закрепление за органами милиции и уголовного розыска обязанности по проведению отчетов о результатах деятельности на пленумах исполнительных комитетов, собраниях рабочих, а также на сходах в сельских поселениях [8].

Основная масса населения, наблюдая отсутствие кадровых специалистов в органах по охране общественного порядка, ориентировалась лишь на собственные силы по защите собственных прав и интересов [9].

Таким образом, общественные объединения правоохранительной направленности не носили централизованного характера, создавались по личной инициативе граждан, специализировались на охране порядка и собственности по месту жительства и трудоустройства. Статус лиц, принимающих участие в указанной сфере деятельности, на местном и государственном уровне закреплен не был.

На следующем этапе курс строгой централизации власти сменился на привлечение граждан к участию в мероприятиях по охране общественного порядка, с ограничением в управлении делами государства.

При этом в период 1928-1939 гг. регламентированы условия привлечения граждан к содействию милиции при задержании лиц, находящихся в состоянии алкогольного опьянения [10].

Для лиц, оказывающих содействие правоохранительным органам в мероприятиях по охране общественного порядка, предусмотрены соответствующие юридические гарантии статуса – в случае ранения, утраты трудоспособности, смерти предусмотрены меры социальной поддержки [11].

Примирительные камеры реорганизованы в сельские общественные суды, которые наделены возможностью применения мер воздействия государственно-правового и социального характера [12].

В Нижнем Тагиле образованы первые ячейки добровольных обществ содействия органам милиции и уголовного розыска, которые функционировали под руководством соответствующих Советов. Основной формой воздействия на правонарушителей закреплялось убеждение и предупреждение [13].

В совокупности с обществами содействия органам милиции и уголовного розыска были созданы производственно-товарищеские суды, выполнявшие преимущественно предупредительные функции [14]. В рамках реализациипредоставленных правоприменительных функций производственно-товарищеские суды были правомочны применять меры воздействия схожие с компетенцией сельских общественных судов.

В 1932 году принято решение о реорганизации обществ содействия милиции в бригады содействия при органах милиции [15].

На высоком уровне оставались показатели преступности среди несовершеннолетних, хулиганство и преступления, совершаемые из хулиганских побуждений [16].

Деятельность правоохранительных органов по-прежнему была обособлена от населения и общественных организаций. Прекратили функционирование профилактические организации в виде собрания рабочих, служащих и учащихся.

Профилактическая работа по предупреждению и пресечению преступности со стороны правоохранительных организаций была запущена; прослеживалось полное отсутствие взаимодействия с общественными организациями; при расследовании и рассмотрении уголовных дел не принимались меры, направленные на выявление причин и условий, способствующих совершению преступлений, полученная информация не доводились до сведения заинтересованных общественных и хозяйственных организаций [17].

Таким образом, на государственном уровне были закреплены первичные коллективные субъекты профилактики правонарушений и преступлений, частично раскрыто содержание юридических гарантий их административно-правового статуса, предприняты меры по комплексному привлечению населения к мероприятиям по охране общественного порядка.

Последующая стадия (1939-1980 гг.) охарактеризована полноценным становлением института участия граждан в охране общественного порядка.

Принято решение о создании добровольных народных дружин по охране общественного порядка, формирующихся строго на добровольных началах [18].

Особое значение придано статусу граждан, выполняющим обязанности по должности дворника, которые следили за сохранностью имущества и оборудования дома, за обеспечением общественного порядка и тишины на территории домовладений, обязаны были содействовать органам милиции [19].

Утверждено положение о добровольных народных дружинах РСФСР по охране общественного порядка [20], которые стали организовываться по производственно-территориальному принципу. Основное направление деятельности дружин – предупреждение правонарушений, воспитательная работа.

В 1961 году созданы товарищеские суды при которых функционировали общественные советы, выполняющие организационные функции [21]. Основным функциональным предназначением товарищеских судов стало предупреждение правонарушений и проступков, воспитание населения путем убеждения и общественного воздействия [22].

Государством предприняты меры об усилении ответственности за посягательство на жизнь, здоровье и достоинство сотрудников милиции и народных дружинников, а также военнослужащих, выполняющих важные обязанности по охране общественного порядка и прав граждан [23].

Члены добровольных народных дружин, отдельные граждане, отличившиеся в деле по охране общественного порядка, награждались медалью «За отличную службу по охране общественного порядка» [24], при исполнении общественных обязанностей пользовались правом бесплатного проезда на городском пассажирском транспорте [25].

Учрежден институт общественных воспитателей, основной задачей которых являлось оказание помощи родителям или лицам, их заменяющим, в перевоспитании несовершеннолетних правонарушителей в духе уважения и соблюдения законности [26].

Государство частично расширило объем юрисдикционных полномочий народных дружинников, предоставляя возможность составления протокола с последующей передачей его начальнику штаба (командиру) дружины; при пресечении правонарушений изымать у нарушителей орудия их совершения с последующей незамедлительной передачей их в милицию [27].

Организованы общественные пункты охраны. Органы общественной самодеятельности населения, представленные в общественном пункте охраны порядка, сохраняли свою организационную самостоятельность, действуя в пределах установленной компетенции.

Для обеспечения согласованной деятельности органов общественной самодеятельности создавался совет общественного пункта охраны порядка [28].

Вместе с тем, в ряде городов и районов, несмотря на высокий уровень преступности, должным образом не организовано совместное патрулирование сотрудников милиции и дружинников, результативность их работы снизилась.

При комплектовании дружин нарушался принцип добровольности, нередко в их состав зачислялись люди преклонного возраста и подростки, нарушался принцип привлечения физически крепких мужчин.

Не уделялось необходимого внимания усилению работы народных дружин в сельской местности – дружины малочисленны, в половине населенных пунктов они вообще не созданы.

В отдельных областях не проявляли должной активности специализированные дружины по предупреждению правонарушений несовершеннолетних, по обеспечению безопасности дорожного движения, по поддержанию общественного порядка на железнодорожных станциях и в поездах, по борьбе с хищениями и спекуляцией. Дружины в большинстве случаев использовались не по назначению, вследствие чего возложенные на них обязанности выполнялись не полном объеме. Нередко вместо повышения эффективности деятельности специализированных дружин допускалось неоправданное их количественное увеличение [29].

Таким образом, деятельность граждан в сфере охраны общественного порядка заслужила признание на государственном уровне. Распространение получили индивидуальные и коллективные формы участия населения в сфере охраны общественного порядка, функционирующие по территориально-производственному принципу, имеющие устойчивую систему органов управления. Регламентировано содержание административно-правового статуса лиц, принимающих участие в охране общественного порядка, закреплены права, обязанности, ответственность, меры поощрения, юридические гарантии, отдельные субъекты системы наделены государственно-властными полномочиями. В числе основных направлений деятельности сформулированы предупреждение и воспитательная работа.

Итоговым этапом существования института участия граждан в охране общественного порядка стал период 1980-1990 гг.

Курс на привлечение населения к деятельности по охране общественного порядка и борьбе с преступностью сменен на преимущественное использование специализированных правоохранительных органов.

Стали использоваться возможности медицинских вытрезвителей при отделе внутренних дел [30]. Для охраны общественного порядка активнее стали привлекаться внутренние войска [31].

На фоне ухудшающейся криминогенной обстановки в стране, создавались временные комитеты по борьбе с преступностью [32].

Поощрение в виде дополнительного отпуска, предусмотренного для членов добровольных народных дружин по охране общественного порядка, добровольных пожарных и газоспасательных дружин, товарищеских судов, а также народных контролеров за выполнение общественных обязанностей – отменено [33].

Добровольные народные дружины, товарищеские суды, народные контролеры, пункты охраны порядка и другие общественные организации утратили свою роль в профилактике преступлений и противодействии преступности.

В рамках реагирования на сложившуюся ситуацию принято решение о создании в системе Министерства внутренних дел СССР Главного управления МВД СССР по борьбе организованной преступностью, коррупцией и наркобизнесом, основной задачей которого определялось выявление, пресечение и расследование деятельности преступных сообществ, совершающих тяжкие и особо тяжкие преступления, обладающих межреспубликанскими, международными и коррумпированными связями [34].

Таким образом, в 1990-е годы одномоментно были уничтожены базовые правовые формы участия граждан в охране общественного порядка и противодействию преступности [1].

В сложившейся обстановке выбран ориентир на использование в сфере охраны общественного порядка и обеспечении общественной безопасности специализированных правоохранительных органов.

Несмотря на имевшуюся положительную динамику, институту участия граждан в охране общественного порядка были свойственны весомые недостатки: при комплектовании дружин нарушался принцип добровольности, преимущественно в их состав зачислялись люди преклонного возраста и подростки; специализированные дружины использовались не по назначению, проблемы качественной составляющей результативности их деятельности разрешались посредством неоправданного количественного увеличения; правовая подготовка, обучение дружинников формам и методам предупреждения и пресечения правонарушений не носила системного характера.

References
1. Bogatova T.V. Administrativno-pravovoi status grazhdan, uchastvuyushchikh v obespechenii pravoporyadka: diss. …kand.yurid.nauk. Rostov-na-Donu, 2008. S. 4. Federal'nym zakonom ot 19 maya 1995 g. № 82-FZ «Ob obshchestvennykh ob''edineniyakh»
2. Federal'nyi zakon ot 02.04.2014 № 44-FZ «Ob uchastii grazhdan v okhrane obshchestvennogo poryadka» (red. ot 02.04.2014) // Rossiiskaya gazeta – 2014 – 04 apr.
3. Govorov I.V., Remneva S.V. Iz istorii razvitiya obshchestvennykh formirovanii po sodeistviyu organam militsii v SSSR v 20-80-e gody // Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta MVD Rossii. 2007. № 4(36). S.25.
4. Dekret Vserossiiskogo tsentral'nogo ispolnitel'nogo komiteta ot 21.02.1919 «Ob organizatsii zheleznodorozhnoi militsii i zheleznodorozhnoi okhrany» // Dostup spravochno-poiskovaya sistema «Konsul'tant-plyus».
5. Prikaz Revolyutsionnogo voennogo soveta Respubliki ot 20.03.1920 № 429 «O vvedenii v deistvie polozheniya, shtata i tabeli imushchestva 1-kh sovetskikh voenno-komendantskikh zheleznodorozhnykh kursov» // Dostup spravochno-poiskovaya sistema «Konsul'tant-plyus».
6. Postanovlenie Soveta narodnykh komissarov RSFSR ot 22.12.1922 «Ob otkrytii yuridicheskikh kursov» // Dostup spravochno-poiskovaya sistema «Konsul'tant-plyus».
7. Pis'mo Vserossiiskogo tsentral'nogo ispolnitel'nogo komiteta ot 11.06.1928 // Dostup spravochno-poiskovaya sistema «Konsul'tant-plyus».
8. Pis'mo Vserossiiskogo tsentral'nogo ispolnitel'nogo komiteta ot 19.11.1928 №PU 74/7 «Ob organizatsii sistematicheskogo kontrolya nad rabotoi militsii i o vvedenii regulyarnoi otchetnosti militsii pered naseleniem» // Dostup spravochno-poiskovaya sistema «Konsul'tant-plyus».
9. Eropkin M.I. Uchastie trudyashchikhsya v okhrane obshchestvennogo poryadka. M., 1959. S.9.
10. Dekret Soveta narodnykh komissarov RSFSR ot 08.12.1926 «Ob okazanii grazhdanami sodeistviya militsii pri zaderzhanii p'yanykh i khuliganov» // Dostup spravochno-poiskovaya sistema «Konsul'tant-plyus». Sovetskaya militsiya: istoriya i sovremennost'. S. 94.
11. Postanovlenie Vserossiiskogo tsentral'nogo ispolnitel'nogo komiteta Soveta narodnykh komissarov RSFSR ot 27.05.1929 «Ob obespechenii grazhdan, poterpevshikh uvech'e pri okazanii sodeistviya organam militsii i drugim dolzhnostnym litsam v bor'be s khuliganstvom, banditizmom i drugimi prestupleniyami» // Dostup spravochno-poiskovaya sistema «Konsul'tant-plyus».
12. Postanovlenie Vserossiiskogo tsentral'nogo ispolnitel'nogo komiteta Soveta narodnykh komissarov RSFSR ot 10.10.1930 «O sel'skikh obshchestvennykh sudakh» // Dostup spravochno-poiskovaya sistema «Konsul'tant-plyus».
13. Postanovlenie Soveta narodnykh komissarov ot 25.05.1930 «Ob obshchestvakh sodeistviya organam militsii i ugolovnogo rozyska» // Dostup spravochno-poiskovaya sistema «Konsul'tant-plyus». Sovetskaya militsiya: istoriya i sovremennost'. S.94.
14. Postanovlenie Vserossiiskogo tsentral'nogo ispolnitel'nogo komiteta Soveta narodnykh komissarov RSFSR ot 20.02.1931 «O proizvodstvenno-tovarishcheskikh sudakh na fabrikakh, zavodakh, v gosudarstvennykh i obshchestvennykh uchrezhdeniyakh i predpriyatiyakh» // Dostup spravochno-poiskovaya sistema «Konsul'tant-plyus».
15. Postanovlenie Soveta narodnykh komissarov RSFSR ot 29.04.1932 «O reorganizatsii obshchestv sodeistviya organam militsii i ugolovnogo rozyska» // Dostup spravochno-poiskovaya sistema «Konsul'tant-plyus».
16. Postanovlenie Tsentral'nogo ispolnitel'nogo komiteta SSSR № 3, Soveta narodnykh komissarov SSSR №598 ot 07.04.1935 «O merakh bor'by s prestupnost'yu sredi nesovershennoletnikh» // Dostup spravochno-poiskovaya sistema «Konsul'tant-plyus».
17. Postanovlenie Tsentral'nogo komiteta KPSS Soveta Ministrov SSSR ot 02.03.1959 №218 «Ob uchastii trudyashchikhsya v okhrane obshchestvennogo poryadka v strane» // Dostup spravochno-poiskovaya sistema «Konsul'tant-plyus».
18. Postanovlenie Tsentral'nogo komiteta KPSS Soveta Ministrov SSSR ot 02.03.1959 №218 «Ob uchastii trudyashchikhsya v okhrane obshchestvennogo poryadka v strane» // Dostup spravochno-poiskovaya sistema «Konsul'tant-plyus».
19. «Polozhenie o dvornikakh v gorodakh i rabochikh poselkakh RSFSR» utverzhdeno MKKh RSFSR ot 10.04.1959 // Dostup spravochno-poiskovaya sistema «Konsul'tant-plyus».
20. Postanovlenie Byuro tsentral'nogo komiteta KPSS po RSFSR Soveta ministrov RSFSR ot 30.03.1960 №435 «Ob utverzhdenii polozheniya o dobrovol'nykh narodnykh druzhinakh RSFSR po okhrane obshchestvennogo poryadka» // Dostup spravochno-poiskovaya sistema «Konsul'tant-plyus».
21. Ukaz Prezidiuma Verkhovnogo Soveta RSFSR ot 11 marta 1977 goda «Ob utverzhdenii polozheniya ob obshchestvennykh sovetakh po rabote tovarishcheskikh sudov» // Dostup spravochno-poiskovaya sistema «Konsul'tant-plyus».
22. Ukaz Prezidiuma Verkhovnogo Soveta RSFSR ot 3 iyulya 1961 goda «Ob utverzhdenii polozheniya o tovarishcheskikh sudakh» // Dostup spravochno-poiskovaya sistema «Konsul'tant-plyus».
23. Postanovlenie Prezidiuma Verkhovnogo Soveta SSSR ot 4 aprelya 1962 goda «O primenenii mer administrativnogo vzyskaniya za zlostnoe nepovinovenie zakonnomu rasporyazheniyu ili trebovaniyu rabotnika militsii ili narodnogo druzhinnika» // Dostup spravochno-poiskovaya sistema «Konsul'tant-plyus».
24. Ukaz Prezidiuma Verkhovnogo Soveta SSSR ot 12 oktyabrya 1963 goda «Ob utverzhdenii polozheniya o medali «Za otlichnuyu sluzhbu po okhrane obshchestvennogo poryadka» // Dostup spravochno-poiskovaya sistema «Konsul'tant-plyus».
25. Postanovlenie Sovet Ministrov RSFSR ot 14 fevralya 1963 g. № 187 «O predostavlenii druzhinnikam prava besplatnogo proezda na gorodskom transporte pri ispolnenii imi obshchestvennykh obyazannostei» // Dostup spravochno-poiskovaya sistema «Konsul'tant-plyus».
26. Ukaz Prezidiuma Verkhovnogo Soveta RSFSR ot 13 dekabrya 1967 g. № 212/1 «Ob utverzhdenii polozheniya ob obshchestvennykh vospitatelyakh nesovershennoletnikh» // Dostup spravochno-poiskovaya sistema «Konsul'tant-plyus».
27. Postanovlenie Soveta Ministrov RSFSR ot 19 iyulya 1974 g. № 423 «O dal'neishem sovershenstvovanii deyatel'nosti dobrovol'nykh narodnykh druzhin RSFSR po okhrane obshchestvennogo poryadka» // Dostup spravochno-poiskovaya sistema «Konsul'tant-plyus».
28. Ukaz Prezidiuma Verkhovnogo Soveta RSFSR ot 25 iyunya 1980 goda «Ob utverzhdenii polozheniya ob obshchestvennykh punktakh okhrany poryadka v RSFSR» // Dostup spravochno-poiskovaya sistema «Konsul'tant-plyus».
29. Postanovlenie Soveta Ministrov RSFSR ot 20 iyunya 1979 g. № 331 «O merakh po usileniyu roli dobrovol'nykh narodnykh druzhin v obespechenii obshchestvennogo poryadka i bor'be s pravonarusheniyami v RSFSR» // Dostup spravochno-poiskovaya sistema «Konsul'tant-plyus».
30. Prikaz Ministerstva vnutrennikh del SSSR ot 30 maya 1985 g. № 106 «Ob utverzhdenii polozheniya o meditsinskom vytrezvitele pri gorraiorgane vnutrennikh del i instruktsii po okazaniyu meditsinskoi pomoshchi litsam, dostavlyaemym v meditsinskie vytrezviteli» // Dostup spravochno-poiskovaya sistema «Konsul'tant-plyus».
31. Ukaz Prezidiuma Verkhovnogo Soveta SSSR ot 28 iyulya 1988 goda «Ob obyazannostyakh i pravakh vnutrennikh voisk Ministerstva vnutrennikh del SSSR pri okhrane obshchestvennogo poryadka» // Dostup spravochno-poiskovaya sistema «Konsul'tant-plyus».
32. Postanovlenie Verkhovnogo Soveta SSSR ot 4 avgusta 1989 g. № 327-1 «O reshitel'nom usilenii bor'by s prestupnost'yu» // Dostup spravochno-poiskovaya sistema «Konsul'tant-plyus».
33. Postanovlenie Soveta Ministrov SSSR ot 12 marta 1987 g. № 333 «Ob otmene dopolnitel'nykh otpuskov, predostavlyaemykh za vypolnenie otdel'nykh obshchestvennykh obyazannostei» // Dostup spravochno-poiskovaya sistema «Konsul'tant-plyus».
34. Ukaz Prezidenta Soyuza Sovetskikh Sotsialisticheskikh Respublik ot 04.02.1991 № UP-1423 «O merakh po usileniyu bor'by s naibolee opasnymi prestupleniyami i ikh organizovannymi formami» // Dostup spravochno-poiskovaya sistema «Konsul'tant-plyus».
Link to this article

You can simply select and copy link from below text field.


Other our sites:
Official Website of NOTA BENE / Aurora Group s.r.o.